В эту пятницу произошла очередная трагическая авария с участием электромобиля Tesla, оснащенного системой автопилотирования. И хотя уровень аварийности беспилотных автомобилей ниже, чем управляемых человеком, этот факт нисколько не успокаивает.
В отчете шерифа округа Палм-Бич сообщается, что Tesla Model 3 въехала под прицеп трактора, от чего ее крышу срезало, а 50-летний водитель погиб. Машина же продолжила движение и проехала еще полкилометра после столкновения. Был ли включен автопилот электромобиля Tesla, в отчете не говорится.
Сразу после инцидента на место аварии выехали группы Национального совета по безопасности на транспорте (NTSB) и Национальной службы безопасности дорожного движения (NHTSA). Если первая дает рекомендации по безопасности, то NHTSA может потребовать запрета эксплуатации, если посчитает, что изъяны машины несут неоправданный риск.
Тесла никак ситуацию пока не прокомментировала.
Этот случай очень похож на первую смертельную аварию Tesla в мае 2016 года. Когда, двигаясь на автопилоте, Tesla Model S въехала под прицеп трактора, неожиданно выскочившего наперерез. От удара крышу машины снесло, а водитель погиб на месте.
После расследования в 2016 NTSB заявила, что Tesla не предусмотрела надлежащих систем безопасности, которые позволили бы водителю «использовать систему за пределами среды, для которой она была разработана, и система дала водителю слишком много свободы и возможностей отвлечься от дороги.»
Анализ того случая службой дорожного движения NHTSA не обнаружил каких-либо дефектов, которые бы потребовали отзыва машины с рынка.
Опрос водителей Tesla показывает, что некоторые из них во время работы автопилота убирают руки с руля, хотя Tesla рекомендует всегда держать их там и внимательно следить за дорожной ситуацией, вне зависимости включен автопилот или нет.
Есть и другие аварии Tesla, которые расследуют агентства. Одна из них произошла в январе 2018, тогда электромобиль на автопилоте въехал в пожарную машину. Другая – в мае 2018, когда погибло двое подростков и один пострадал, но тогда автопилот был выключен. Плюс случай пожара при зарядке машины в августе 2017.
Надо заметить, что по статистике доля аварий машин с автопилотом в общем ряду очень мала. В 2017 году в США произошло 34’247 аварий со смертельным исходом, в которых погибло 37’133 человек. Две из них на счету Tesla, то есть 0.005%. Вы скажите, просто их не так много на дорогах. Да, если брать полмиллиона машин Tesla, выпущенных за все время к 272-миллионному парку машин в США, то получится, что ее доля составляет лишь 0.18%. Иными словами, доля смертельных аварий Tesla к доле машин на дороге в 36 раз меньше, чем для обычных автомобилей.
Но почему тогда такой большой общественный резонанс? Почему это не успокаивает? Одно дело – виноват человек, другое дело – машина, которая не должна ошибаться. Никто не хочет, чтобы решение о его жизни и смерти принимал «умный» холодильник, например.