Армянский народ внёс в мировую культурную сокровищницу огромный вклад, и у многих из нас на слуху такие имена, как Иван Айвазовский и Мартирос Сарьян, Шарль Азнавур и Арам Хачатурян. Но только специалисты-историки помнят о том, что древняя протоармянская культура уже во II тысячелетии до н.э. создавала замечательные материальные образцы.
Выставка в ГМИИ «Царство Урарту. Наследие древней Армении. Урашту – Харминуя – Армина» ставит цель восполнить этот пробел массового сознания. Экспонаты прибыли сюда из Армении в нелёгкое время повсеместного сворачивания международных связей. Осознавая риски, лучшие музеи Армении доставили свои древние шедевры на обозрение россиян.
«Я думаю, что в ближайшее время это последний такой крупный международный проект», — подчеркнула директор ГМИИ Елизавета Лихачёва.
Древнейшие памятники погребений знати содержат выдающиеся образцы керамики и металлопластики, лощёные, с геометрическими и змеевидными рисунками — магическим сопровождением умерших в мир иной. Некоторые из них впервые покинули запасники, чтобы раскрыть свои тайны исследователям и позволили взглянуть на свидетельства жизни людей, которых чтил весь древний Ближний Восток.
Когда западные путешественники XIX века увидели в Армении останки культуры Урарту, они относили её к ассирийским образцам — в культурах немало общих черт. Лишь русской экспедицией 1916 года удалось показать весь блеск и самобытность Урарту, не приписывая её ассирийцам. Так миру открылась культура страны, в Библии именуемой Арарат.
На пике своего развития в середине VIII века до н.э. Урарту простиралось гораздо шире современных границ и грозило Ассирии. Оно включало в себя Армению вокруг озера Севан, северо-запад Ирана вокруг озера Урмия, север Сирии и Ирака и даже южную Грузию.
К сожалению, в первой половине VI века до н.э. государство перестало существовать. Память о царстве Урарту была утеряна после его падения и падения его соперника, Ассирии, между концом VII и началом VI века до нашей эры.
Если бы не смелый поступок армянских музеев, многие из нас не увидели бы поразительных свидетельств искусности мастеров Урарту, не оценили бы создаваемые ими изящные сосуды в виде сапожков и коней, доспехи и оружие отважных воинов, устрашавших ассирийцев, и остатки живописных фресок из храмов и дворцов, бережно отреставрированных ГМИИ к выставке.