Большинство закрывшихся заводов по выпуску автомобилей и автокомпонентов в Китае возвратились к работе. В среду 11 марта ожидается, что в строй войдут остальные. Однако к своей полной загрузке они вернуться ещё нескоро, так как неясно, будут ли у них сырье и сотрудники, чтобы вернуться к нормальной работе.
Провинция Хубей со столицей в Ухане – эпицентр вспышки коронавируса – известен как один из «Детройтов» Китая, на долю которого приходится почти 10% производимых в стране автомобилей, где размещены сотни поставщиков автокомпонентов.
Исследование, проведенное Уханьским университетом и Уханьской Федерацией промышленности и торговли в конце прошлого месяца, показало, что более 97% компаний Хубея прекратили или частично прекратили производство из-за вспышки коронавируса. Почти 60% заявили, что они станут банкротами через три месяца, если работа не будет восстановлена.
В остальном Китае картина несколько лучше. Более 90% из примерно 300 с лишним поставщиков автомобильных запчастей за пределами Хубэя говорят, что они возобновили производство, при этом 80% работников присутствуют, по данным Китайской ассоциации производителей автомобилей. Тем не менее, темпы производства все еще не высоки, учитывая нехватку заказов от производителей и проблемы логистики у более мелких поставщиков второго и третьего уровня.
В прошлом году китайские автопроизводители и производители запчастей экспортировали в США, Европу, Японию, Южную Корею и другие страны автокомпонентов на сумму $53 млрд. Если заводы не смогут быстро восстановить свои мощности, автомобильные конвейеры по всему миру рискуют замедлиться или остановиться.
Автопроизводители обеспокоены здоровьем своих сотрудников и неравномерным и непредсказуемым применением правил в разных городах и регионах, что затрудняет планирование отрасли, привыкшей к единообразию.
«В некоторых городах, если один рабочий заражается, то вся фабрика, где он работает, должна быть закрыта», – говорит Reuters менеджер Honda Motor, у которой в Ухане и окрестностях находится производство и более 100 поставщиков.
«Для Уханя это еще не понятно. Ты не знаешь, что случится с твоей фабрикой, пока не сообщишь властям о случае заражения. Трудно жить с такой неопределенностью, когда ты управляешь огромной фабрикой», – добавил он.
Учитывая, что два китайских производственных центра компании способны производить 1.2 млн. автомобилей Honda в год – 20% от общего объема производства в мире, становится очевидным, насколько существенен вклад китайских заводов в благополучие бренда.
Как все производители в Ухане, автопроизводители и поставщики запчастей все еще работают в условиях частично заблокированных дорог и санитарных инспекций на основных транспортных артериях, которые создают проблемы с перемещением сырья и готовых деталей, сообщает Йохэй Шинода, сотрудник японской компании Kasai Kogyo – поставщика дверей и накладок на крыши машин Honda, у которого в Китае 4 завода.
«Даже если бы мы хотели возобновить производство, – говорит он, – мы не можем получить доступ к необходимым нам материалам из-за сбоев в цепочке поставок. Кроме того, мы столкнулись с нехваткой персонала на наших заводах».
Об аналогичных проблемах говорят и другие представители автомобильной индустрии – Cummins Inc, Dongfeng Motor Group, Cooper Standard и прочие.
Немаловажным для нормальной работы автозаводов является спрос конечных потребителей, о 80% спаде которого в феврале сообщалось ранее. По мере снятия карантина он начинает расти, но его объемы всё ещё не так велики, как прежде.