Мало кто знает, что нынешний «Ночной дозор» Рембрандта – это не вся картина художника, а лишь её часть, пусть и большая – полвека после смерти автора её обрезали, чтобы она вписывалась в интерьер. Сегодня, спустя три столетия, благодаря помощи искусственного интеллекта, композицию можно увидеть в том виде, в каком она была создана.
Эта знаменитая картина была написана 36-летним Рембрандтом Харменсон ван Рейном в ряду семи полотен, заказанных разным художникам для украшения нового здания Стрелкового общества – военного ополчения Нидерландов. Эти групповые портреты защитников были своего рода символом победы в борьбе за независимость от испанского владычества, которая де-факто уже состоялась, а де-юре была закреплена спустя несколько лет после написания картины.
К XIX веку, когда полотно, изображающее стрелковую роту капитана Франса Баннинга Кока, было обнаружено, оно покрылось таким слоем копоти, что исследователи посчитали, что сцена, представленная на нём, происходит ночью – отсюда и название «Ночной дозор».
Оригинальное же название картины – «Рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга готовится выступить в поход», а запечатленный сбор отряда происходит днём, о чем свидетельствуют тени и результаты реставрации 1947 года, раскрывшей оригинальные цвета.
В 1715 году, 46 лет после смерти автора, картина была обрезана с четырёх сторон и перевезена в ратушу Амстердама. Предположительно, это было сделано для того, чтобы поместить картину между двумя дверями. Это было обычной практикой до XIX века.
Недостающие части так и не были обнаружены, однако Тако Диббитс, директор Государственного музея (Rijksmuseum), в котором сейчас хранится шедевр, надеется, что левая сторона всё же не была уничтожена, поскольку на ней размещены три фигуры, и уже во времена обрезки картины Рембрандта стоили дорого.
Музей всегда знал, что оригинальная, неразрезанная картина была больше, благодаря уменьшенной копии, написанной Герритом Ланденсом в 1655 году, которая хранится в Национальной галерее Лондона.
Чтобы воссоздать оригинальную композицию, исследователи и реставраторы кропотливо работали два года, используя специальные сканеры и рентгеновские лучи. Они объединили огромный объем данных, полученных ими, с копией Лунденса, чтобы воссоздать и распечатать недостающие полоски.
«Мы сделали невероятно подробную фотографию Ночного дозора и с помощью искусственного интеллекта или того, что называют нейронной сетью, мы научили компьютер, какой цвет Рембрандт использовал в Ночном дозоре, какие цвета, как выглядели его мазки кисти», – рассказывает Диббитс.
Машинное обучение также позволило музею устранить искажения перспективы, присутствующие в изображении Лунденса, потому что копировщик сидел в углу, когда писал реплику.
Старший научный сотрудник музея Роберт Эрдманн говорит, что результат получился достаточно хорошим. Но на вопрос, является ли это наилучшей из возможных реставраций «Ночного дозора», он ответил, что нет: «Я думаю, что техника имеет возможность совершенствоваться».
В новой экспозиции полотна недостающие детали подвешены так, чтобы перекрывать оригинал, не прикасаясь к нем. Они, по словам Диббитса, нужны, чтобы дать людям представление об оригинальном исполнении картины.
«Рембрандт определенно сделал бы более красиво, но это также очень близко к оригиналу», – сказал он.
Главные герои группового портрета, капитан Франс Баннинг Кок и лейтенант Виллем ван Рейтенбург, занимают центральное место в обрезанной картине. Благодаря цифровым дополнениям – в частности, полоске слева, на которой изображены двое мужчин и ясно видно, что мальчик смотрит через балюстраду, – основные фигуры фактически смещены вправо.
«Это придает картине другую динамику, – комментирует Диббитс. – И это учит нас тому, что Рембрандт никогда не делает того, чего вы ожидаете».