12-летний американский стартап Joby Aviation готовится к коммерческому запуску летающего такси в 2024 году.
На фоне мизерных (0.1%) продаж электромобилей в России перспектива электрических машин кажется далёкой, что уж говорить про летающее такси – это почти фантастика. Зато по ту сторону границы эти планы выглядят вполне реально.
Сначала, неделю назад, европейский авиационный регулятор заявил, что ожидает появление первых летающих такси в 2024 году. Теперь такие же новости из Америки. В конце мая прототип электрического летательного аппарата вертикального взлёта и посадки (eVTOL) компании Joby Aviation показали журналистам на авиационной базе в Калифорнии.
По очертаниям больше похожий на небольшой самолёт с шестью винтами аппарат Joby вертикально взмыл на 300-метровую высоту, его пропеллерные гондолы чуть наклонились, и он понёсся вперёд со скоростью 150 км/ч. Кружа над военной базой, он издавал лишь лёгкое жужжание, как работающий кондиционер на крыше. Машиной, рассчитанной на четырёх пассажиров и одного пилота, в тот день управляли с земли.
Joby – это одна из десятков компаний, которые стремятся реализовать идею eVTOL-такси. Её конкурентами являются такие аэрокосмические гиганты, как Boeing, Lockheed Martin и Airbus, а также многие стартапы, например, американская Beta Technologies, получившая поддержку от климатического фонда Amazon и Fidelity, и немецкий Volocopter, который последние три года тестирует свои двухместные авиатакси в Сингапуре.
И хотя это лишь начало их гонки, Joby уже претендует на лидерство в забеге. Компания три года работает с Федеральным управлением гражданской авиации США (FAA) – дольше, чем любой из его конкурентов, и недавно получила контрольный список, для прохождения сертификации на перевозку пассажиров.
Кроме того, компания привлекла больше денег, чем ее конкуренты, включая $400 млн. от Toyota Motor, которые помогут ей начать производство. Недавно она также поглотила подразделение летающего такси Uber и в рамках сделки получила от последней $75 млн. инвестиций и обещание интегрировать летающие аппараты в сервис по аренде такси Uber.
Этим летом через SPAC, созданный одним из учредителей LinkedIn, компания планирует привлечь ещё $1.6 млрд., которые покроют операционные расходы до 2024 года, когда и начнётся коммерческое обслуживание пассажиров в Лос-Анджелесе, Майами, Нью-Йорке и Сан-Франциско.
Это не значит, что небо будет безоблачным, так как компании неизбежно придется преодолеть препятствия в регулировании и в общественном мнении, как те, что появились вместе с каршэрингом.
Тем не менее, Joby делает серьезные шаги в направлении заявленных целей.
В этом месяце она подписала соглашения о партнерстве с крупнейшими авиационными хабами Северной Америки – Reef Technology и Neighborhood Property Group, владеющими 5’000 посадочными площадками, покрывающими 70% населения США.
Компания запускает программу обучения пилотов для своих летающих такси. Да, Joby планирует эксплуатировать свои шаттлы автономно, но говорит, что потребуется длительный переходный период, когда пилотам нужно будет находиться на борту, хотя бы для того, чтобы успокоить пассажиров, которые крепко сжимают подлокотники даже на обычных рейсах.
Конечно, компания думает и о перелетах между городами, но сейчас сфокусирована исключительно на задаче внутригородских перевозок. Технически это уже возможно – дальность полёта 240 км, скорость – 320 км/ч. Остается вопрос цены. Заветная мечта – сравнять стоимость поездки на воздушном такси с тарифом эконом-класса Uber X. В связи с чем, её эксперты изучают опыт авиакомпаний по минимизации времени простоя, заполняемости салона, простоты бронирования через мобильные приложения и тому подобные вещи.
Задолго до того, как летающие такси Joby начнут коммерческие перевозки в городах, их услугами начнут пользоваться американские военные. Ещё в конце прошлого года ВВС США сертифицировали эти машины наравне с аппаратами конкурентов Beta и Lift Aircraft.
К началу следующего года военные хотят начать испытания 10 самолётов Joby не для военных действий, а для медицинской эвакуации, оказания помощи в случае стихийных бедствий и гуманитарных кризисов.
По словам полковника Натана Диллера, главы венчурного подразделения Минобороны Afwerx, основные преимущества эксплуатации аппарата – финансовые: по оценкам Joby, эксплуатация её транспортного средства в четыре раза меньше обычных вертолётов.
Кроме того, как говорит Диллер, безопасность также сильная сторона машин – выход из строя двух из шести пропеллеров никак не влияет на полёт аппарата.
Очевидно, что Joby не единственный игрок, который выпустит на рынок своё летающее такси в скором времени, так как Стив Диксон, глава FAA, выступая на слушаниях Палаты представителей, заявил, что первые полёты воздушных такси начнутся уже в следующем году, а первые городские самолёты будут одобрены к 2023 году.
По новому прогнозу Morgan Stanley, в 2040 году объем рынка eVTOL достигнет $1 трлн., а к 2050 – $9 трлн.