«Очень печально, что в перечне товаров для обязательной маркировки нет автомобильной продукции… 3 млрд руб — такова доля «серого рынка»; как ввозимого, так и создаваемого внутри Российской Федерации», — посетовал представитель ПАО «Камаз».
Компания имеет долгую историю маркировки, которая начиналась с момента создания завода, но относилась только к крупным узлам — кузову, двигателю и т.п. С 2017 года компания вложилась в ОКР — внедрение маркировки для деталей (простейшее штрих-кодирование 7 изделий, к 2020 году 80% будет радио- или штрих-кодирование). Для разных запчастей и комплектующих КамАЗ использует различные технологии маркировки, которые устанавливаются на машину в процессе производства. При ремонте и замене деталей маркировка может считываться потребителями, которые будут (в это верит компания) проверять её на контрафакт. Автопроизводитель предлагает ввести аналогичные процессы на конвейерах других производителей.
На сегодняшний день обязательная маркировка введена для ряда товарных групп: шуб, сигарет, лекарств и т.п. С помощью этого инструмента государство пытается решить проблемы некачественной продукции, циркулирующей на российском рынке, и налогообложения. По данным Минпромторга, 23% продуктов легкой промышленности, 21% пищевой и 10% фармацевтики на российском рынке представляют собой фальсификат и контрафакт.
Представители рынков, где маркировка продукции уже является обязательной, довольно оптимистичны. На сессии «Антиконтрафакта 2018» компания Неофарм с февраля 2017 года поделилась, что она внедрила в своей сети аптек тотальную маркировку лекарств и в целом довольна: «С того момента мы реализуем «пронумерованные» лекарственные препараты. Для сетей этот процесс более простой, чем для производителей, которым нужно закупать дорогостоящее оборудование. Нам нужно купить сканеры за 4-5 тысяч рублей, заменить программное обеспечение и реформировать систему приёмки товара».