Вячеслав Кузяков, генеральный директор Jaguar Land Rover в России, по роду деятельности находится в центре внимания. Премиальные бренды, работающие под его руководством, задают технологический тон не только авторынку России в целом, но даже премиальному его сегменту. Прежде всего, мы говорим о смелости российского подразделения компании — несмотря на неразвитость инфраструктуры электромобилей, несмотря на ограниченный спрос на них, было принято решение продавать автомобили на электротяге в нашей стране.
О побудительных причинах смелых поступков, о понимании автомобильного рынка РФ в его своеобразии и о будущем «Э-Вести» поговорили с Вячеславом Кузяковым. Читайте его интервью нашему изданию.
ЭВ: Вячеслав, в свете того, что вы единственный премиальный бренд, который решился запустить продажи электромобиля в России, расскажите, пожалуйста, какие перспективы у рынка электромобилей в России? Это чисто «премиальная» история или нет?
Вячеслав Кузяков: Да, всегда можно говорить о том, насколько это нишевая или ненишевая история. Смотрите, весь парк электромобилей в нашей стране, конечно, не очень существенен, но все рынки развиваются, появляются новые предложения, появляются высокотехнологичные продукты. Мы как премиальный бренд обязаны первыми предлагать именно такой продукт для наших клиентов. Поэтому мы не стали откладывать запуск этой модели на российском рынке, более того, мы даже форсировали эти события, несмотря на то, что запуск пришелся на не самый простой период, как может показаться обывателю с точки зрения эксплуатации электрокара. Первые электромобили мы начали выдавать перед Новым Годом в декабре 2018 года. Этим самым мы хотели еще раз показать уверенность в этом продукте и готовность этого продукта к эксплуатации в таких непростых погодных условиях – заснеженные дороги, минус на улице.
Нам кажется, что клиенты, которые сейчас смотрят в этом направлении — очень современные, привержены новым тенденциям; они хотят не просто отличаться от других водителей на дороге, они задумываются о будущем как нашей страны, так и планеты в целом. Это, конечно, экологическая история, ответственность за которую мы должны нести все вместе.
Мы — первый премиальный бренд, как вы правильно заметили, который выпустил электромобиль на Российский рынок с полной поддержкой. У нас есть дилерская сеть с покрытием всей России. Клиент буквально из всех городов может обратиться к дилеру, чтобы приобрести этот автомобиль. И мы видим, что те клиенты, которые сейчас делают предзаказы — это далеко не клиенты Москвы, Санкт-Петербурга, мегаполисов. У нас много клиентов из других городов, где это тоже становится неким актуальным предложением, и актуальным с точки зрения спроса со стороны нашего нового поколения, новой формации клиента.
ЭВ: Как это соотносится с глобальным рынком для ваших брендов?
Вячеслав Кузяков: Скажем так, уже сейчас мы говорим, что количество проданных автомобилей составляет несколько тысяч, что с точки зрения автомобилей проданных на нашем рынке, это очень маленький процент. Но вместе с тем мы прекрасно понимаем, что интерес к модели огромен. И это не только такие прогрессивные рынки как Норвегия или Голландия, где за один месяц после старта продаж Jaguar I-Pace стал лидером среди всех электрокаров, которые были проданы за короткий период времени, это и такие прогрессивные и большие рынки как рынок Китая и Соединенных Штатов Америки. Мы — рынок достаточно крупный, мы пятый по величине среди европейских рынков. Несмотря на то, что многие сомневаются (отсутствие инфраструктуры может сдерживать спрос), я думаю, что эти два направления будут развиваться параллельно. Будет появляться инфраструктура, будут появляться предложения и, как следствие, будет появляться спрос со стороны клиентов.
ЭВ: Какие ваши прогнозы, как будет развиваться премиальный сегмент в России в 2019 году?
Вячеслав Кузяков: Я уже какое-то время назад говорил о том, что нельзя постоянно прочить премиальному рынку постоянный рост внутри общего объема продаж автомобилей. Это не совсем так. Премиальный рынок — это все-таки некоторое количество клиентов, способных платить за продукт более инновационный, более премиальный, но, в то же самое время, он является некой картинкой, отражающей общеэкономическую ситуацию в стране. Мы вышли с вами на то, что показатель премиального рынка соответствуют 8.5-9% от общего количества автомобилей внутри страны. Мне кажется, что это будет еще какое-то время несильно изменяющимся показателем.
ЭВ: Какой рост вы запланировали на этот год?
Вячеслав Кузяков: Каждый производитель отталкивается от собственных возможностей, своих сильных сторон. У нас есть модельный ряд, у нас есть те модели, которые появились не так давно. Есть модели, которые появятся в следующем году. Мы понимаем, какую нишу в данном случае мы можем представить, мы понимаем точно также, что наши планируют и свои задачи и будут продолжать себя вести также агрессивно, как это было на протяжении последних двух лет.
Для нас крайне важно на этом фоне стабилизировать нашу долю рынка, убедиться, что наши клиенты получают интересные и востребованные предложения, что мы появляемся в новых сегментах и то, что наша дилерская сеть является безусловно доходной, представленной прибыльными компаниями, которые вместе с нами будут дальше развивать наши бренды на Российском рынке.