02 февраля 2017 года во Французском институте (Institut Francais de la Russie) открылась замечательная выставка литовского художника Антанаса Суткуса (род. 1939 г), посвящённая визиту французского писателя и философа-экзистенциалиста Жан-Поля Сартра и его подруги писательницы Симоны де Бовуар (Simone de Beauvoir) в СССР в 1965 году. Выставка проходит при поддержке посольств Литовской и Французской республик.
Фотографии, созданные в течение короткого времени, показывают нам французскую пару в уже почтенном возрасте, Сартру было 60, а де Бовуар – 57. На их лицах запечатлены их размышления и переживания, а также одиночество. Герои фотографий сохраняют естественный вид, они лишены официальности и натужности постановочных фотографий – и вместе с тем, качество изображения, продуманная композиция сюжетов создают совершенно портретное ощущение.
Фотографии охватывают всю хронику поездки, от прибытия гостей, приглашённых Союзом писателей СССР, их общения с литовскими советскими писателями Эдуардасом Межелайтисом и Миколасом Слуцкисом, до отъезда на родину. Когда мы смотрим на эти фотографии, перед глазами встаёт целая эпоха, настолько ясно они передают её дух. Хотя на большинстве снимков практически никаких предметов мы не видим, только люди и дюны…
Во вступительной речи посол Франции г-н Жан-Морис Рипер (Jean-Maurice Ripert) обратил внимание на её эстетическую ценности и то, что в этот период времени Ж.-П. Сартр, бывший «попутчиком коммунистических идей», начинает испытывать в них разочарование. Образ пустыни, проходящий через фотосессию в дюнах, как нельзя лучше подчёркивает состояние писателя.
Посол Литвы в Москве г-н Ремигиюс Мотузас (Remigijus Motuzas) любезно рассказал читателям культурно-политического журнала «Э-Вести» о художнике.
«В первую очередь, нашей мечтой было то, чтобы эта выставка, связывающая две культуры, была организована во Французском институте. Также важно, что она проходит в Москве, в которой писатель не раз бывал. Наш знаменитый фотограф Антанас Суткус начал карьеру ещё в советские времена, и сейчас он знаменит во всём мире. Практически каждую неделю в какой-то стране мира проходит его выставка.
В октябре прошлого года мы организовали Дни литовской культуры в Нижнем Новгороде, и одной из частей культурной программы была выставка Антанаса Суткуса. Я, признаюсь, был скептически настроен по этому поводу, потому что фотографии запечатлели реалии советских времён, с их бедностью, пионерами и т.д., но выставка пользовалась очень большим интересом, потому что люди понимают высоту искусства фотографии. И сейчас в одном из зданий нашего посольства тоже проходит выставка Антанаса Суткуса.
В советское время был такой термин в искусстве фотографии, как «литовская школа». Она отличалась тем, что была реалистичной, натуральной. В литовской фотографии есть правило, что нельзя ничего ретушировать и менять. Если ты поменял или обрезал что-либо, значит, ты не фотограф. Антанас Суткус стал основоположником стиля изображения фотографий простых людей, зафиксированных в их ежедневной жизни.
Он заметил, что Сартр не любил фотографироваться, и признавал только своего личного французского фотографа. Поэтому писатель не знал о том, что его фотографируют, фиксируют его передвижения до последнего вечера. Интересно то, что эти фотографии Сартра потом широко использовались во Франции, при празднованиях юбилеев (столетия, например) и в монументах (Национальной библиотеке Парижа, например). И до сих пор во французских школьных учебниках, когда пишут о Сартре, пользуются именно фотографиями А. Суткуса.
Конечно, это пример многокультурности, интеграции, но он и показывает, что культуры никогда не исчезают. В бывшем Советском Союзе всё было унифицировано, и казалось, что национальных культур нет. Но, по прошествии времени, эта унификация разорвала связи между народами, каждый из которых пошёл своей дорогой. Это значит, что созданное нами в искусстве, политике или других сферах через столетие может сблизить народы или разделить их».
Нам также представляется, что важно показывать истинно высокие произведения искусства других народов, на которые и через 50, и через 100 лет будут смотреть потомки для понимания духа ушедших эпох и культуры создавшего их народа. Выставка Антанаса Суткуса, конечно, одно из таких событий, которое способно донести до зрителя, что такое «литовская школа» в фотографии.