После пятимесячного перерыва известный художник Бэнкси объявился со своей работой «Маяк». По сравнению со многими его предыдущими работами, эта работа во Франции отличается необычной индивидуальностью.
Анонимный уличный художник сообщил о своём последнем творении у себя на страничке в соцсети 29 мая. Запечатлённый на бежевой стене маяк у тротуара, выглядит как продолжение нарисованной тени от расположенного рядом металлического столба ограждения. Поверх рисунка нанесены слова: «Я хочу быть таким, каким вы меня увидели».
Официального объяснения или комментария к этой фразе нет, но эмоциональный посыл понятен – одиночество и жажда эмпатии окружающего мира.
Пост Бэнкси появился без подписи, что первоначально породило загадку, где находится новуй мурал. Однако, совсем скоро журналисты выяснили, что фреска находится на глухой улочке под названием Рю Феликс Фрежье во французском городе Марсель.
Реакция на новую работу была неоднозначной. Как пишет Энни Шоу из The Art Newspaper, «Работа может являть собой уход от коммерциализации, которую он одновременно критикует, и которой пользуется, но я ожидала большего – по технике или по смыслу – от художника, вся деятельность которого, какой бы банальной она ни была, связана с социальными и классовыми проблемами».
В течение десятилетий Бэнкси создаёт произведения уличного искусства по всему миру. Среди его наиболее известных работ – «Ярость», «Бросающий цветы», «Комментарий о войне» и «Девушка с воздушным шаром». Работы художника продавались на аукционах по ошеломляюще высоким ценам; его самая дорогая работа – «Любовь в мусорном ведре», которая в 2021 году была продана за более чем 25 миллионов долларов.
Прошлым летом на лондонских улицах Бэнкси представил серию картин на тему животных, в числе которых пара слонов, обезьяны, раскачивающиеся на мосту, и воющий волк, нарисованный на спутниковой тарелке.
До «Маяка» его последней фреской была черно-белая картина, изображающая женщину в вуали, кормящую грудью ребенка, – отсылка к Мадонне с младенцем, о которой он объявил в своём посте 16 декабря 2024 года.
Большая часть творчества Бэнкси «политизирована», привлекая внимание к таким проблемам, как страдания палестинцев и кризис с беженцами. «Животный» цикл можно рассматривать как комментарий к влиянию человека на биоразнообразие.
Однако «Маяк» – это своеобразный шаг в сторону, который, по мнению искусствоведов, кажется, становится более философичным со временем. Эта работа может стать «моментом редкой саморефлексии – в конце концов, это первый раз, когда Бэнкси говорит о себе от первого лица на фреске».
Что именно имел в виду Бэнкси, никто не знает. У всех на этот счёт свои теории.
Мэтью Уивер из The Guardian предполагает, что «Я хочу быть таким, каким вы меня увидели» может быть отсылкой к тексту песни «Softly группы Lonestar: «Я хочу быть тем, кем ты видишь меня / Я хочу любить тебя так, как ты любишь меня».
Бэнкси редко включает текст в свои работы. По словам Реи Найяр из Hyperallergic, когда он это делает, он «обычно использует соседние вывески или граффити, добавляя свои штрихи, а не пишет собственные фразы». Как бы то ни было, данный текст выводит и без того популярную символику уличного художника на другой уровень, а тяжеловесные заголовки воспринимаются как чрезмерно сентиментальные, считает обозреватель.
«Некоторые комментаторы говорят, что в лучшем случае последний посыл пытается начать глубокомысленный разговор о том, как стать «путеводной звездой» или «найти свет внутри себя». В худшем случае оно переходит на территорию «живи, смейся, люби», – пишет The Art Newspaper. – Это послание может стать самым личным в творчестве Бэнкси, но его исполнение рискует оказаться и самым банальным».