В период с 1885 по 1916 год ювелирный «Дом Фаберже» создал 50 пасхальных яиц для российской императорской семьи. Ожидается, что 2 декабря одно из них будет продано на аукционе Christie’s в Лондоне за рекордные 27 миллионов долларов. Это будет лишь третий раз, когда оно появлялось на аукционе, каждый раз ставя рекорды стоимости.
Зимнее яйцо, которое почти два десятилетия было в забвении и считалось утраченным.
Впервые оно было продано Christie’s на аукционе в Женеве в 1994 году за 7’263’500 швейцарских франков, что стало мировым рекордом для изделий Фаберже. Восемь лет спустя яйцо побило тот же рекорд, когда на другом аукционе Christie’s в Нью-Йорке оно было продано за 9’579’500 долларов.
«Это исключительный шанс для коллекционеров приобрести то, что, возможно, является одним из лучших творений Фаберже как с технической, так и с художественной точек зрения, – пишет Марго Оганесян, которая курирует Фаберже и русское искусство в Christie’s. – Это, несомненно, украсило бы самую выдающуюся коллекцию».
Вырезанное из горного хрусталя Зимнее яйцо является одой наступающей весне. Скорлупа яйца украшена платиновыми снежинками в форме розы с бриллиантами. При его открывании взору предстаёт подвесная платиновая корзинка, украшенная бриллиантами розовой огранки, в которой находится букет белых цветов. Яйцо покоится на подставке из горного хрусталя, имитирующей глыбу тающего льда.
Украшение наполнено пасхальной символикой и воплощает идею воскрешения, отражая переход от суровой зимы к яркому весеннему обновлению.
Зимнее яйцо, изготовленное по заказу императора Николая II в 1913 году в качестве пасхального подарка для его матери, было разработано одной из редких женщин-дизайнеров Дома Фаберже – Альмой Пихль. Родившийся в семье финских ювелиров, работавших на фирму.

В основном Пиль рисовала акварелью изделия Фаберже в натуральную величину для архивных документов ювелирного дома. А в свободное время писала свои собственные витиеватые рисунки, которые привлекли внимание её дяди Альберта Холмстрема. Он заказал у Фаберже несколько придуманных ею предметов, что положило начало её карьере дизайнера. Её рисунки легли в основу «Зимнего яйца» и «Мозаичного яйца» 1914 года. Второе сейчас находятся в Королевской коллекции Великобритании.
«Известно, что дизайн снежинок появился на свет, когда Альма, ища вдохновения, выглянула из покрытого инеем окна своей мастерской и увидела кристаллы льда, образующие «сад изысканных замороженных цветов», – сообщают аукционисты.
Как вспоминал в своих мемуарах за 1919 год Франц Бирбаум, главный дизайнер фабрики Фаберже, на создание большинства императорских пасхальных яиц уходил почти год.
«Работа началась вскоре после Пасхи и едва завершилась к Страстной неделе следующего года», – писал он, добавляя, что ювелирный дом полностью контролировал дизайн яиц.
«Повседневная жизнь русских царей была окружена такой роскошью, что их невозможно было удивить чем-либо ценным по своей сути. Все дело всегда было в мастерстве исполнения», – говорил в 2015 году в интервью CNN эксперт по Фаберже Киран Маккарти.
Традиции изготовления яиц пришёл конец с приходом Октябрьского переворота, во время которого царь и его семья были убиты, а семья Фаберже бежала из России. Большевики конфисковали много пасхальных яиц и часть из них за бесценок продали.
В то время «буржуазные» товары были заклеймены как идеологически бесполезные и аморальные, включая яйца Фаберже, которые в основном принадлежали императорской семье.
По данным Christie’s, один лондонский ювелир приобрёл Зимнее яйцо всего за 450 фунтов стерлингов в конце 1920-х или начале 1930-х годов. Впоследствии оно несколько раз перешло из рук в руки и в конечном итоге исчезло на два десятилетия, пока не было вновь обнаружено и выставлено на аукцион в 1994 году.
Из 50 императорских пасхальных яиц, изготовленных на рубеже веков, сохранилось 43. Большинство из них находятся в музеях по всему миру, включая Музей искусств Метрополитен в Нью-Йорке, поместье Хиллвуд в Вашингтоне, округ Колумбия, художественный музей Уолтерса в Балтиморе, Музей изящных искусств Вирджинии и музей Фаберже в Санкт-Петербурге. Только 7 из них находятся в частных коллекциях, включая Зимнее яйцо, которое вскоре будет выставлено на аукцион.