Буквально в марте закончилась выставка российской художницы Серебряного века Марии Якунчиковой-Вебер в Третьяковской галерее при широкой поддержке Министерства культуры, Лукойла и платежной системы Мир. И вот, на этой неделе мы уже видим её полотна на торгах лондонского аукционного дома Christie’s.
Пару лет назад, разговаривая с одним из современных художников об арт-рынке и о том, как устанавливаются цены на картины живописцев, я услышал, что его заветная мечта – попасть в западный художественный каталог, потому что если художник неизвестен, то покупателю трудно ориентироваться, является ли картина достойным вложением средств или нет, настоящее ли это произведение искусства.
Художник привел пример своего удачливого однокашника, которому удалось «свершить столь славный подвиг», и цена его картин сразу выросла на несколько порядков.
Другой путь признания – стать участником выставок в серьёзных музеях.
Произведения искусства, совершив рандеву по нескольким экспозициям, постепенно прибавляют в цене, круг за кругом, торги за торгами. Например, коллекция «Рембрандтов» и «Вермееров» Тома и Дафны Каплан постоянно кочует из Лувра в Китай, оттуда — в Объединенные Арабские Эмираты и так далее.
Это очень дорогое удовольствие, чете пришлось подарить Лувру подлинник Фердинанда Бола «Ребекка и Элиэзер у колодца», однако это того стоит – цена представленных картин существенно растёт.
Приобретают ли люди гарантированно ценность с художественной точки зрения – это вопрос дискуссионный. Но произведения приобретают имидж работ «музейного уровня» – «чашу Грааля» для любого коллекционера.
Чтобы прочувствовать эту неосязаемую вещь, будучи на следующей выставке, проделайте такой эксперимент: обратите внимание на то, из чьей коллекции полотна, затем сравните музейные экспонаты и образцы, предоставленные частными коллекционерами. Уверяю, вас поразит высокий художественный вкус братьев Третьяковых.
Большая выставка Марии Якунчиковой-Вебер, проводившаяся Третьяковской галереей с октября 2020 по март 2021 года, представила более 60 живописных произведений, порядка десятка декоративно-прикладных работ, 60 акварельных этюдов и пастелей. За 150 лет со дня рождения художницы это была самая полная выставка-ретроспектива её творческого пути. Экспозиция включала работы из коллекций Третьяковки, Русского музея, музея Поленова в Тульской области. Многие вещи были очень хороши и любопытны.
Например, меня удивили цветные офорты. Особенно один из них Страх (L’Effroi), 1893-1894, который поразительно перекликается с картиной «Крик» Эдварда Мунка, созданной фактически в то же самое время, что и работа Якунчиковой-Вебер, но в более здоровом умственном состоянии.
За свою недолгую 32-летнюю жизнь художница успела очень много. На выставке можно было увидеть реалистические работы, которые она сделала на рисовальных вечерах в доме Василия Поленова, где гостями её педагога бывали Константин Коровин, Валентин Серов, Исаак Левитан. Были показаны импрессионистские работы периода учёбы в Парижской академии в мастерской Р. Жюлиана. Было много работ, любимого мною русского модерна, включая иллюстрации для журнала «Мир искусства».
На аукционе Christie’s были выставлены менее ценные произведения Якунчиковой, и много этюдов – в общей сложности 17 работ.
Например, панно Первоцвет (Cowslip), 1895. В Третьяковке показывали работы в аналогичной технике выжигания и росписи маслом по доске, но более высокого качества «Осинка и елочка» (1896), «Окно» (1896).
Этюд к картине «Из окна старого дома. Введенское» 1897 года. Законченная картина принадлежит Третьяковской Галерее.
В связи с тем, что «музейного качества» полотен не было, цены, по которым ушли эти лоты, варьировались от 2’500 до 6’875 фунтов стерлингов (260-708 тыс. рублей).
Куда больших денег стоили, например, «Портрет императора Павла I» Дмитрия Левицкого ($1.2 млн.) и «Невидимый град Китеж» Константина Горбатова ($744 тыс.).
Общая выручка русских торгов, прошедших 7 июня, составила £6’191’750 ($8’760’088).