За аварию беспилотного авто будет отвечать пассажир-владелец

За аварию беспилотного авто будет отвечать пассажир-владелец

Министерство транспорта РФ подготовило проект закона «О высокоавтоматизированных транспортных средствах» (ВАТС), который возлагает обязанность возмещения ущерба, причинённого автопилотируемым автомобилем, на его владельца. Учитывая уровень автоматизации, можно говорить, что за аварии будет отвечать пассажир.

Проект закона №02/04/06-21/00116763 был подготовлен в рамках правительственного плана по тестированию и постепенному внедрению полностью беспилотных машин на дорогах общего пользования, который был утвержден в марте этого года первым зампредом Правительства Андреем Белоусовым.

Кстати, согласно этому же плану тестирование полностью беспилотной техники (т.е. без инженера-испытателя в салоне) на дорогах общего пользования должно начаться уже в этом году. А пока, у нас идет опытная эксплуатация автопилотируемых автомобилей с оператором на борту, который страхует автоматику.

Законопроект описывает, что такое ВАТС (беспилотник), каково его оснащение, кто его должен инспектировать, обслуживать. Документ регулирует взаимоотношения, возникающие в процессе его производства и использования.

Например, беспилотник должен быть оснащён «черным ящиком», который позволит беспристрастно расследовать дорожно-транспортные происшествия. Должна быть функция удаленного отключения автопилота, сопровождаемая автоматической и безопасной остановкой машины, чтобы выпустить пассажиров. Система управления должна быть защищена от внешнего вмешательства хакеров.

Самый обширный список обязанностей, описанный авторами закона, относится к владельцам автопилотируемых автомобилей, а не к его производителями или операторам.

В частности, он обязан обеспечить:

  • техническую исправность машины;
  • страхование гражданской ответственности;
  • соблюдение правил эксплуатации автомобиля;
  • своевременную установку обновлений программного обеспечения (ПО), после получения уведомления от автопроизводителя;
  • регулярное прохождение технического обслуживания;
  • немедленное прекращение использования автопилота, если возникли технические неисправности или пришло соответствующее уведомление от автопроизводителя.

Автопроизводитель обязан лишь составить правила эксплуатации и обновлять ПО для повышения безопасности и уведомлять о его выходе владельцев.

Помимо владельца и автопроизводителя законом предусмотрен оператор ВАТС – человек вне автомобиля, который наблюдает за ним и может удаленно им управлять. Вероятно, эта опция предназначена для таксопарков и транспортно-логистических компаний.

Операторы обязаны соблюдать правила эксплуатации машиной и требования руководства для операторов, следить, чтобы автомобиль не выезжал за пределы зоны обслуживания, и останавливать транспортное средство в случае технических неполадок или возникновения угроз жизни, здоровью или имуществу.

Самое любопытное в законе – это обязанность владельца возмещать вред, причиненный автопилотируемой машиной, если не докажет, что тот возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Как разъясняют в Минтрансе, если выяснится, что авария произошла в силу конструктивных недостатков ВАТС, то владелец сможет обратиться с требованием к автопроизводителю, а тот регрессивно к изготовителю запчасти, если будет доказано, что в нём причина аварии. Такой порядок, говорят законотворцы, упрощает процедуру получения компенсации пострадавшим в ДТП с беспилотниками.

Яндекс, один из разработчиков беспилотной техники в России, комментируя положение об ответственности за ДТП газете Коммерсант, провёл параллель с авиацией: «Там ответственность изначально несёт перевозчик, но он может обратиться за компенсацией к разработчику воздушного судна, если причиной происшествия стали его конструктивные недостатки. Так же и с беспилотными автомобилями, за тем исключением, что на первых этапах разработчики сами же и будут являться перевозчиками».

Однако, очевидно, есть большая разница, когда Бритиш Эйрвейз судится с Боингом, и когда вы судитесь с Яндексом, Google, Tesla или китайской Nio. Американские курильщики 40 лет безуспешно судились с табачными компаниями, пока за дело не взялся прокурор штата Миссисипии. Поэтому новый законопроект явно ставит владельцев автопилотируемой техники в неравное положение с автопроизводителями. У вас попросту денег не хватит.

К тому же в беспилотной технике предполагается такой уровень автоматизации, что ваше управление, как владельца и пользователя, сводится лишь к указанию начала и конца маршрута, вы практически пассажир. В такси же пассажир не отвечает за аварии. Почему здесь иначе?

Планируется, что новый закон вступит в силу с 1 марта 2025 года.

Поделиться с друзьями
Subscription