«Наденьте пояс безопасности, мы входим в рецессию» — типичный заголовок аналитических статей в 2025 году. Очевидно, что упадок глобальной экономики отражается на жизнь домохозяйств: всё больше домочадцев теряют доход, при этом растёт стоимость жизни, увеличивается закредитованность населения и число банкротств. Но чем вызвано это ещё большее «малое похолодание в мировой экономике», и может ли это быть на руку России?
После нескольких лет слабого роста, незначительного восстановления глобального подъёма мировой экономики она начинает терять обороты. Почему аналитики ожидают замедления роста на 0.5% по сравнению с 2024 годом?
В сухом остатке мы видим 5 причин, сгруппированных комплексов обстоятельств:
- Политическая нестабильность,
- Усугубление финансовых условий разрешения крупных экономических задач,
- Проблемы климата,
- Торговые войны,
- Начало крупной глобальной продовольственной проблемы.
Ежегодный доклад МВФ «Перспективы развития мировой экономики» ещё более конкретный в ответе на этот вопрос. Глобальный рост в 2025 году замедлится до 2.8%, что на 0.5 п.п. хуже показателя предыдущего года. Среди проблем основными называны три:
- Ужесточение торговых барьеров,
- Обострившееся соперничество финансовых рынков,
- Головокружительно возрастающая политическая неопределенность.
Если следовать анализу МВФ, а не ОЭСР или Всемирного банка, то по-прежнему локомотивом мировой экономики остаются США и Китай; на подступах «четыре азиатских тигра». В специальных разделах, посвященных Европе и России, говорится о значительном снижении темпов роста в этих двух регионах. Отмечается особое падение показателей на евразийском пространстве.
Экономический ландшафт в мире характеризуется в докладе как «менее толерантный» по отношению к экономическим операторам. Если в 2024 году мир ещё давал признаки роста, и при этом снизился до 3.3%, то в 2025 году ожидается 2.8%.
МВФ даёт рекомендации в традиционном для себя стиле — они предлагают программы поддержки, отмечая, что наблюдаемые всё прошедшее столетие торговые войны (тарифы и ужесточение финансовых условий) в 2025 году стали беспрецедентны. В этой связи предлагается сместить риски в сторону компенсаторных факторов, создать механизмы, затрудняющие эскалацию торговых конфликтов и препятствующих углублению фрагментации мировой экономики на междусобойчики. И то, и другое МВФ относит к главным рискам текущего года.
Европа находится в тяжелейшей ситуации. Главный драйвер развития региона — Германия, показывает 0% роста, это самые плохие показатели из ЕС. Но и Франция и Италия даже на фоне обычных низких показателей еле-еле показывают «признаки жизни». Гордость Европы — еврозона, в 2025 году в целом придёт к душещипательному спаду, с 1.8% до 1.4%. Такие тщедушные цифры европейцы показывают впервые.
Трамп на переговорах в Вашингтоне козырял перед ЕС тем, что США, несмотря на замедление и стагнацию демонстрирует «амортизационные способности». Он обещал обеспечить запасом прочности американо-европейские отношения. И вот, Европа «выносит на лопате» американцам «домашнее задание» по обеспечению удовлетворительной стоимости кредитов, которые приводит отношения ЕС-США к замедлению.
Тем временем, МВФ рисует единственную радужную картину, когда говорит об Азии. Здесь подчеркивается, что если между Европой и Америкой снижается темп развития отношений, то в АТР наблюдается медленный, но рост.
МВФ отмечает, что если Китай уже не представляет собой бурно развивающегося, стремящегося к высоким показателям роста регионом, то он остаётся главным драйвером развития экономики в регионе и вторым по миру. Если страна ещё 10 лет назад была игроком №1 в мировой экономике, то в 2025 году она отходит на второй или третий план, уступая место Индии. КНР будет давать не более 4% роста.
Индия не просто набирает обороты, но уже «наступает на пятки» Китаю. Главными причинами «индийского бума» являются крупные реформы и технологическое переоснащение экономики.
Говоря об экономике России, нельзя не обратить внимание на доклад МВФ — в нём приходятся слова сожаления, что после радужного начала 2024 года рост во втором квартале резко снизился, а дальше он стал ещё более резко снижаться, с 4.5% до 1.5%. Главными причинами аналитики называют санкции и крайне резкий спад спроса на углеводороды. МВФ отмечает и ряд внутренних системных проблем, которые неминуемо отражаются на состоянии нашей экономики и могут продлиться в 2026 году.
Успешная внешнеполитическая деятельность страны с ориентацией на главные драйверы мировой экономики вселяют надежду, что при общей печальной статистике экономика не будет серьёзно страдать. Однако прогнозы, свидетельствующие о замедлении роста российской экономики ниже мировых (прогноз Центробанка также неутешителен), показывают, что внешнеполитические успехи не транслируются в национальную экономику.
Прогноз МВФ относительно Восточной Европы и Турции также не вселяет оптимизма. Приведены цифры серьёзного экономического спада практически по всем направлениям.
Что касается «палочки-выручалочки» (прогнозного бюллетеня МВФ), то советы сводятся к 3м ключевым темам:
- Перестать торпедировать приток мигрантов в названные страны,
- Прекратить гнобить «серебряную экономику» — пожилых людей, достойный резерв для перемен,
- Немедленно предложить альтернативную идеологему для мировой экономики — обратить внимание на предложения антиглобалистов.
Главный вопрос 2025 года — смогут ли страны прийти к общему знаменателю или каждая пойдёт своей трудной дорогой?
Предположить, начнется ли фрагментация экономики и приведет ли она к усилению неравенства, невозможно на текущий момент. Либо все выиграют, либо все потеряют.
В любом случае, 2025 год не станет глобальным Армагеддоном, но на бум сил не хватит. Скорее всего, это будет что-то между плохо и совсем плохо, в России в том числе. И нет причин говорить о том, что нашей стране упадок мировой экономики на руку.