Десятый пакет санкций стран Евросоюза против России за ведение спецоперации на Украине отразился на взаимоотношениях России с Турцией, закрывшей импорт товаров в нашу страну. Это помогло отчасти достичь цели западных стран. Преодоление новых препятствий, по заключению экспертов, может привести к удорожанию подсканкционных товаров вплоть до 50%.
Желание западных стран «придушить» российскую экономику во многом нивелируется разработанными глобальными каналами поставок высокотехнологичных товаров, нередко следующих в Россию через производителей третьих стран. В частности, отказ в поставках полупроводников, машин и другого оборудования производства США, Евросоюза и Японии российский рынок едва ощутил, поскольку они начали (или попросту продолжили) идти через азиатских и ближневосточных партнёров в Китае, Турции и Гонконге.
Реорганизация цепочек глобальных поставок получила название «параллельный импорт» и привела разве что к росту цен на российском рынке. Объёмы же восстановились уже в 2022 году. По данным руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) Владимира Булавина, в 2022 году объём параллельного импорта составил $20 млрд. Во многом он был представлен перечнем товаров, который попал под 10й пакет санкций.
Согласно новому пакету санкций, начиная с 26 марта 2023 года будут прекращены поставки санкционных товаров (200 товарных позиций)) по договорам, заключенных до 26 февраля. Однако Турция, как сообщает Коммерсантъ-FM со ссылкой на Сообщество топ-менеджеров логистических компаний (СТМЛК), блокирует поставки товаров в Россию уже с 7 марта 2023 года, вероятно, под давлением со стороны ЕС и США (по итогам визита госсекретаря Энтони Блинкена и замглавы минфина США Брайана Нельсона в Анкару), но ссылаясь на распоряжение турецкого правительства.
Ходят слухи, что с марта 2023 года Турция, после сокрушительного землетрясения ожидающая десятки миллиардов долларов помощи от США, стала более внимательно относиться к просьбам пресекать российский параллельный импорт. Аналогичные просьбы получили Китай, Армения и Узбекистан.
Бытовая техника, автомобили, запчасти для автомобилей и предметы роскоши, следующие в Россию, оказались заблокированными в турецких портах, поскольку таможенники отложили приём таможенных документов на неустановленный срок. По словам экспертов «Ведомостей», ситуация может носить временный характер. Иначе потребуется поиск новой схемы, чтобы нивелировать последствия 10го пакета санкций США и разработать новую систему параллельного импорта.
Более оптимистично настроенные эксперты «Комсомольской правды» говорят о том, что таможенная база Турции, подключенная к европейской, попросту шалит, и после 13 марта приём документов, транзакции и следование грузов восстановятся. Эту версию поддерживают в Российско-турецком деловом совете (РТДС). Однако вероятно, что проблемы закончатся только для несанкционных товаров. Остальные будут нуждаться в новой схеме поставок для обхода санкций.
Вариант новой схемы — присвоение товарам турецкого происхождения, что прибавит к цене 30-50% (аналогично тому, что рынок уже пережил в первой половине 2022 года). Ранее со ссылкой на группу компаний «Рольф» «Российская газета» предполагала рост цен на автозапчасти на 20-40% из-за логистических проблем.
Другой вариант — новый, менее дорогой и зависимый от Запада логистический партнёр (Шри-Ланка, например), поиск которого потребует времени.