Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Исмаиловна Трегулова рассказала об основных выставочных проектах, которые откроются для зрителей в 2019 и 2020 годах.
По словам руководителя крупнейшей коллекции русской живописи, главная и самая ожидаемая выставка 2019 года, открытие которой запланировано на 17 октября, посвящена русскому художнику Василию Дмитриевичу Поленову (1844-1927), знаменитому автору «Московского дворика», «Христа и грешницы» и «Бабушкиного сада». «Это удивительный русский художник, — сказала она, — не впадающий в красивость, но производящий успокаивающее воздействие на зрителя». Трегулова обратила внимание на то, что зритель увидит две грани творчества В. Поленова — художника-пейзажиста и христианского художника. Именно на последнем обстоятельстве и будет сделан основной акцент.
Куратор выставки Элеонора Викторовна Пастон добавила, что персональной выставки Поленова не проводилось вот уже 25 лет. «Та выставка показала Поленова как автора «Московского дворика», нынешняя выставка расширяет границы восприятия художника, введённый им новый взгляд», — сказала она, пообещав, что собирается на выставке постоянно удивлять зрителей, рассказывая о новаторстве художника и сделанных им открытиях. В частности, Василий Дмитриевич предстанет перед нами как один из вдохновителей неорусского стиля в искусстве, как художник модерна и символизма, сказавший немало новых слов в этих стилях.
Вторая крупная выставка Третьяковской галереи в 2019 году — это «выстраданный проект по авангарду», как назвала его Зельфира Исмаиловна. В центре повествования — судьба первого в мире музея современного искусства — «Музея живописной культуры», создателями которого в 1919 году были Малевич, Кандинский, Родченко и Татлин. Музей нового типа, просуществовавший всего 10 лет, был научно-исследовательской площадкой и музеем нового типа, напрочь отметавшим сложившиеся традиции музейного дела.
Эта выставка, которую так ждут поклонники русского авангарда, одновременно и выставка о начале формирования авангардистской коллекции музея. Дело в том, что с середины 1920-х годов Музей живописной культуры перестал существовать как самостоятельное учреждение и был включён в состав Третьяковской галереи. Именно сюда в момент расформирования не отвечавшей идеологическим установкам коллекции попало около 700 экспонатов. Остальные же уехали в российские регионы, откуда в наши дни они на самолётах будут доставлены на выставку «Авангард. Список № I». Дорогой, но очень нужный проект будет открыт для зрителя 22 октября 2019 года.
Помимо этих экспозиций, Третьяковка приготовила выставки русского художника-передвижника Ивана Похитонова, советского художника Константина Истомина и мастера постсоветского экспрессионизма Николая Наседкина.