Не было бы счастья, да несчастье помогло. Отсутствие денежных средств открыло зрителям разных стран мира возможность созерцать то, что вдохновило Карла Брюллова на создание полотна «Последний день Помпей». Речь идёт о вот о чём: чтобы профинансировать сохранение памятников Помпеи, Геркуланума, Боскореале и Стабии, Национальный археологический музей Неаполя извлек из своих хранилищ партию из 35 фресок (втрое больше, чем экспонируется обычно за раз) и отправил в гастрольный тур.
Сначала коллекция посетила США (Оклахому-Сити и Нью-Йорк), затем отправилась в итальянскую Болонью, где в Гражданском археологическом музее — Дворце Гальвани сегодня и до конца марта 2023 года показывает 130 фресок разной величины.
Неудивительно, что одна из самых ожидаемых выставок осеннего выставочного сезона в Италии вызвала огромный ажиотаж. Почти половина из экспонатов никогда не покидала окрестностей Везувия после их открытия в XVIII веке.
Куратор выставки Марио Гримальди фокусируется на личностях живописцев, или, скорее, художников и ремесленников, которые создавали декоративные элементы домов Помпеи, Геркуланума и региона Везувия, стремясь выявить их роль и экономическое положение в обществе того времени, а также продемонстрировать методы нанесения изображений и инструменты, цвета и шаблоны, которыми пользовались выдающиеся мастера в период около 79 года до Р.Х.
До нас дошло очень мало информации об авторах этих произведений, и почти ни одно имя нам не известно.
Однако итальянцы выходят из положения тем, что предлагают зрителю не углубляясь в персонификацию увидеть живые картины эпохи: сцены приема гостей, изысканные изображения пейзажей и садов, архитектуру, а также полюбоваться техническими инструментами проектирования и исполнения произведений: старинными угловыми скобками, циркулем, отвесами, подготовительными чертежами и прочими оригинальными находками, найденными во время раскопок Помпеи.
Жаль, что живопись Помпеи может не доехать до россиян, учитывая текущие геополитические условия. Но, возможно, у Национального археологического музея Неаполя через несколько лет снова возникнет потребность в дополнительном финансировании.