Знаменитые Ирисы Ван Гога изначально не были ярко-синими

Знаменитые Ирисы Ван Гога изначально не были ярко-синими

Тщательно исследовав картину «Ирисы» Винсента ван Гога, эксперты Гетти-центра выяснили, что с течением времени пигмент на картине выцвел, создав тот оттенок, которым она знакома нам сегодня.

9 мая 1889 года, на следующий день после того, как художник Ван Гог переехал в психиатрическую лечебницу, он начал рисовать цветы в саду больницы. Появившиеся там Ирисы теперь находятся в Гетти-центре в Лос-Анджелесе, где зрителей встречают цветы красивого синего оттенка. Однако они видят «испортившуюся» версию изображения. Новая открывшаяся выставка рассказывает, что изначально ирисы были фиолетовыми.

Выставка под названием «Ультрафиолетовый свет: новый взгляд на Ирисы Ван Гога» является результатом совместной работы «реставраторов и ученых», целью которой является показать, как со временем «свет безвозвратно изменил некоторые цвета Ирисов», — говорится в сообщении музея.

На выставке представлены результаты работы исследователей, а также реконструированная версия ирисов, которая показывает, как первоначально выглядела картина.

Винсент Белтран, ученый из Getty Conservation Institute, провел микрофадеометрию Ирисов Ван Гога в 2021 году.
Винсент Белтран, ученый из Getty Conservation Institute, провел микрофадеометрию Ирисов Ван Гога в 2021 году.

«Многие годы мы хотели провести исследование наших Ирисов Ван Гога, которые всегда можно увидеть в музее Гетти, — говорит его директор Тимоти Поттс. —Закрытие музея во время пандемии Covid дало возможность перенести картину в студию для тщательного изучения и анализа. Эта выставка демонстрирует поразительные результаты этих изысканий».

Толчком к началу работ отчасти стали слова самого Ван Гога.

На следующий день после прибытия в больницу близ Сен-Реми-де-Прованс, где ему предстояло провести год после обострения, во время которого он отрезал себе левое ухо, художник написал письмо своему брату Тео. В нем Ван Гог выражает оптимизм по поводу своего решения лечь в больницу: «Мало-помалу я начинаю воспринимать безумие как такую же болезнь, как и любую другую». В нём он также замечает, что работает над двумя картинами: «Фиолетовые ирисы и куст сирени. … Два предмета, взятые из сада».

О том, что Ирисы Ван Гога были фиолетовыми, говорится и в другом источнике: в сентябре 1889 года искусствовед Феликс Фенеон писал о способностях Ван Гога как колориста, примером чего могут служить «фиолетовые лепестки» ирисов.

Ученые сканировали Ирисы с помощью рентгеновской флуоресцентной спектроскопии
Ученые сканировали Ирисы с помощью рентгеновской флуоресцентной спектроскопии

Обратив внимание на замечания о фиолетовом цвете, реставраторы Гетти-центра воспользовались стереомикроскопом, чтобы рассмотреть картину в мельчайших деталях. Затем они просканировали Ирисы с помощью рентгеновской флуоресцентной спектроскопии — неинвазивного инструмента для определения химического состава.

Там учёные обнаружили пигмент «Гераневое Озеро» красного цвета, который широко использовался Ван Гогом и другими художниками конца 19 века. Ван Гог, по-видимому, смешивал его с синим, чтобы придать ирисам фиолетовый оттенок. Но «Гераневое Озеро» очень чувствительно к свету.

«Вот почему в настоящее время Ирисы кажутся синими, потому что красная составляющая исчезла», — говорит специалист по консервации Деви Ормонд из Гетти-центра.

При осмотре исследователи также обнаружили частичку пыльцы, въевшуюся в густую краску. Скорее всего, это плоды зонтичной сосны, растущей в саду больницы Сен-Реми-де-Прованс.

Рентгенофлуоресцентное сканирование Ирисов
Рентгенофлуоресцентное сканирование Ирисов

Увидев готовые Ирисы Тео ван Гог представил их в Салоне независимых в Париже в 1889 году, где они были проданы.

«[Они] бросаются в глаза издалека, — писал Тео своему брату. — Это прекрасный этюд, полный воздуха и жизни».

«Как хорошо он понял изысканную природу цветов!» — вторил ему критик Октав Мирбо, который стал первым владельцем картины.

Теперь посетители выставки смогут увидеть ирисы такими, какими они были, когда их рисовал Ван Гог. Как говорится в заявлении химика Кэтрин Паттерсон из Института охраны природы Гетти, «Реконструкция, полученная в результате этого исследования, позволяет нам увидеть ирисы в новом свете и лучше понять замысел художника».

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку