Завораживающую премьеру «Пер Гюнт» представил Юрий Бутусов в Театре им. Вахтангова. Здесь очаровывает все – и игра прекрасных актеров, и драма, разворачивающаяся на ваших глазах, и режиссёрское решение этой непростой пьесы Генрика Ибсена о всепобеждающей любви и муках поиска самого себя.
Пятиактная пьеса в стихах Генрика Ибсена – это одна из наиболее широко исполняемых норвежских пьес. Её ставили в России и до революции, и после неё, и в постсоветское время. Она всегда актуальна и вряд ли когда-то потеряет свою новизну.
Истоки драмы главного героя Пера Гюнта лежат в его детстве, когда промотавший состояние отец бежит от проблем, бросая семью. Тогда покинутая им жена — Осе — в утешение себе и сыну рассказывает ему сказки, они проживают красивую и захватывающую «сказочную» жизнь. Выросший в сказочном мире, юноша продолжает поэтизировать свою жизнь небылицами, которые покоряют сердца девушек и вызывают насмешки мужчин.
Похитив и соблазнив девицу Ингрид в день её свадьбы, Пер Гюнт обрекает себя на изгнание в леса и горы, где он едва не женится на дочери царя лесных троллей, чей девиз «Будь доволен собой!» становится лейтмотивом его дальнейшей жизни.
Сольвег, юная дочь переселенцев, приняла его таким, какой он есть, но она была так ослепительно чиста и невинна, что Пер не посмел остаться рядом, ведь те пороки, которые обуревали его, могли бы запятнать и её. Так начались долгие скитания героя на чужбине.
Вернувшись уже стариком, готовясь умирать, он не был принят ни Раем, ни Адом. Впав в отчаяние и понимая, что его жизнь потеряна, а он – ничто, Пер приходит к Сольвейг и кается:
– Суди меня ты, пред кем я виноват.
– Нет на тебе, бесценный мой, вины. (…) Жизнь моя песней стала, // Как в первый раз увидела тебя! // То было божье благословенье.
– Я гибну, разреши загадку: Где был я непорочным, с печатью Божьей на челе?
– В вере, в надежде моей и в любви! – отвечает Сольвейг и он вместе с вами, зрителями, тонет в её любящих объятьях.
Очень большая по наполненности смыслов и тем пьеса Генрика Ибсена в умелых руках Юрия Бутусова превратилась в продолжительный (3.5 часа) и наполненный смыслами современный спектакль. Сложные взаимоотношения матери и сына, где сквозь внешнюю грубость просвечивает большая взаимная любовь, грех эгоизма, возведенный в абсолют, самолюбование главного героя и его бесчисленные попытки избежать принятия решений и ответственности находят на сцене Театра Вахтангова самые неожиданные воплощения и параллели с современной историей.
В этой постановке, как и в Ибсеновской пьесе, зритель как будто попадает в туннель, в котором летит, встречая на своем пути и реальное, и фантастическое.
Как созерцая танец Улановой ты понимаешь, что такое русский балет, так, увидев постановку Бутусова, ты понимаешь, что значит «актуальное» искусство и каким оно должно быть на самом деле. Здесь театральные приемы, созданные по последнему слову техники, приобретают осмысленность и монументальность классики. Видеоинсталляции, купания в грязевых ваннах, музыкальные отрывки песен Хаски, Жака Бреля, Пиаф или Рамштайн в брутальном исполнении – у Бутусова всё к месту, всё оправданно, всё органично и (!) в духе пьесы Ибсена.
«Я не могу сказать, что я это люблю. Но здесь я почувствовал необходимость введения видео инсталляций. Это в каком-то смысле продолжение спектакля, продолжение темы. Поиск себя. Крупные планы, малое количество артистов — всё это вызвало необходимость поиска каких-то возможностей расширить пространство сознания», — пояснил режиссер.
Но было бы несправедливо воздать хвалу режиссеру и не отметить исполнителей, блистательно реализовавших его замысел, ведь во многом эта гармония и наполненность правдой жизни обязаны прекрасной игре актеров: Сергею Волкову и Павлу Попову в роли Пера Гюнта, Евгении Крегжде, создавшей образ матери, и Яне Соболевской, воплотившей Сольвейг.
Да-да, не удивляйтесь. Вахтанговцы раскрывают образ Пера Гюнта с помощью двух актёров. «Он настолько многолик, настолько это большой человек, что мне потребовалось иметь двух персонажей, не связанных между собой, с разными свойствами человека», — пояснил нам режиссер.
Раскрытию того же образа подчинены и другие, прежде всего женские. Когда у матери-Крегжде разрывается сердце о её Пере, у вас оно тоже обливается кровью. Когда оно радуется – светлеет и ваше. Когда Пер Гюнт увлекает мать рассказом об охоте на оленя, вы сидите, по-детски открыв рот. Именно благодаря женским образам, когда герой мечется, осознав, что потерял себя и нет ему Спасения, вы искренне ему сопереживаете и надеетесь на чудо.
Вот что говорит Евгения Крегжде о своей героине и о том, как она создала образ матери Пера Гюнта: «Я в работе отталкивалась от того, что делает Серёжа [Волков], потому что было бы странно играть народную бабулю… Мне кажется, что яблоко от яблони недалеко падает, и я мыслила в этом направлении. Это два творческих, цельных, не приспособленных для жизни людей. И мать, как никто другой, видит дальнейший путь Пер Гюнта и то, как он сложится; в кого превратится её сын», — говорит Евгения.
Яна Соболевская же воплотила Сольвейг исходя из понимания счастья, охватывающего истинно любящего человека: «Она безумно счастлива, что они встретились. И то, что они расстанутся, это было неизбежно. Это безумная любовь, любовь-абсолют, любовь разрушительная, любовь вечная».
Собственно, как гимн о любви и милосердии, по словам Юрия Бутусова, и был поставлен новый спектакль в Театре Вахтангова. Мы, в свою очередь, уверены, что любовь режиссера к непростому образу главного героя увлечёт и зрителей.