Дневник Анны Франк получил реализацию в театре Римаса Туминаса

Дневник девочки-подростка, в течение нескольких лет скрывавшейся от расправы в убежище, но всё равно сгинувшей в нацистских концлагерях, привлёк внимание крупнейшего театра России — Театра им. Вахтангова. Под неизменно талантливым руководством художественного руководителя театра — Римаса Туминаса — «Дневник Анны Франк» получил своё новое сценическое воплощение.

Режиссером спектакля стала начинающий режиссер, но популярная актриса Екатерина Симонова. Тем не менее, рука мастера Римаса легко узнаётся в постановке, и «Дневник Анны Франк» получит благодарного зрителя в кругу поклонников его творчества. Выверенная композиция, прекрасная пластика, живость сценического действия, глубина образов и прекрасные актёры-исполнители — всё это мы в полной мере ощутили на премьере Вахтанговского театра.

Казалось бы, что можно сказать нового, раскрывая такое известное произведение? Дневники этой девочки, впервые опубликованные в 1947 году отцом Анны Франк — автора и главной героини произведения — стали неотъемлемой частью истории Второй Мировой войны, символом гибели юных и расправы над еврейским народом, которая велась по этническому признаку. Прошло более 70 лет, и, выдержав испытание временем, творение стало едва ли не хрестоматийной частью учебников по истории XX века.

Надо сказать, что дневники Анны Франк стали пьесой не вчера, а в середине прошлого века. В 1959 году по ней (при участии отца Анны — Отто Франка) Джорджем Стивенсоном был снят одноимённый американский фильм, главную роль в котором сыграла Милли Перкинс (а изначально на неё приглашалась Одри Хепберн). Хотя кинолента имела успех, но тогда режиссера критиковали за то, что он во многом отошёл от сценария Фрэнсис Гудрич и Альберта Хэкетта.

Возможно, неудовлетворённость творческой судьбой пьесы побудила сценаристов подарить её руководителю Театра Вахтангова Евгению Рубеновичу Симонову, деду Екатерины. Так или иначе, режиссер призналась, что именно нахождение пьесы в семейном архиве побудило её к постановке «Дневников Анны Франк».

Не сместить акценты спустя десятилетия, конечно, невозможно. Боль войны притупилась, она стала страницей истории, которую надо знать. На первый план у Вахтанговцев выходит жизнерадостность юных, и исполнительница главной роли — Мария Риваль — казалось бы, сама энергичность. Её отец, роль которого играет Олег Форостенко, с пониманием и нежностью взирает на её постоянные шалости. Ах, как благополучно могла бы сложиться жизнь у этой девочки, если бы в неё не вмешалась война…

Режиссер говорила о том, что ставила целью поставить спектакль не про смерть, а про жизнь. Ей это в целом удалось, хотя тема смерти прозвучала в финале кратким и очень грустным эпилогом. Иначе и быть не могло, ведь «Дневник Анны Франк» — это всё же жизнь на фоне смерти и в её предчувствии.

Поделиться с друзьями
Subscription