До чего хороший спектакль случился на Симоновской сцене театра им. Вахтангова 20 октября 2019 года! Здесь в этот вечер давали премьеру «Преступления и наказания» Фёдора Михайловича Достоевского в постановке Елены Ласкавой. Играли студенты Щукинского училища, выпускники курса Владимира Иванова.
«Преступление и наказание» – произведение хрестоматийное и известное нам сначала по школьной программе, затем по многочисленным кино- и театральным постановкам. История о том, как студент Родион Раскольников решил, что он не тварь дрожащая, а имеет право убить старуху процентщицу. Но кровь жертв вопиет о смертном грехе, и встать на путь духовного выздоровления герой может только раскаявшись.
Это уже вторая удачная постановка студентов-выпускников в Вахтангова в этом сезоне, чуть раньше они играли «Двух женщин» по пьесе «Месяц в деревне» Тургенева. Если в первой ребята и девушки играли хорошо, то в «Преступлении и наказании», на мой взгляд, всё было просто отлично без каких-либо авансов или скидок.
Первое, что хочется отметить — это красивую режиссёрскую работу Елены Ласкавой. Ей удалось из довольно объемного романа сделать красивую литературно-драматическую композицию на полтора часа, дав зрителю всё самое главное, сохранив дух и мысль Достоевского. Вроде бы всё так просто: известный сюжет, минимум декораций, костюмов, скупое звуковое и музыкальное оформление, но сколько в этом мысли, умения добиться убедительности и лёгкости, умения отсечь всё лишнее!
Я бы сказал, что это спектакль-симфония, настолько он музыкален, ритмичен (притом, что музыки как таковой там немного, но она вплетена в ткань спектакля, в диалоги, в движения актёров). Хочется отметить, что весьма удачным оказался приём акапельного исполнения ролей (когда одного героя одновременно играют сразу несколько актёров, поочерёдно сменяющих друг друга). Это как если бы мы читали роман, но по-разному видели его героев.
Молодец Елена Ласкавая, но она не смогла бы добиться такого успеха, не будь у неё столько талантливых соавторов спектакля – актёров.
Вновь хороши оказались Евгений Кравченко в роли пристава-следователя Порфирия Петровича и Антон Лызо, воплотивший образ мятущегося Родиона Раскольникова. Красиво и даже душераздирающе играли обе Сони Мармеладовы – Уршула Вратуша и Глафира Глазунова. Екатерина Рябова создала ярчайшие образы старухи-процентщицы и её сестры Елизаветы. Интересный «дуэт» получился у Никиты Веремеева и Беки Медзмариашвили, которые воплощали разные грани сложного образа Мармеладова.
Вроде бы конец истории известен, но развязка случилась неожиданной и потрясла зал. Будучи под большим впечатлением зритель трепетно аплодировал, боясь расплескать полученные эмоции. Браво!
Мне подумалось: всякий раз, когда приходишь в Вахтангова, задаешься мучительным вопросом, где театр находит таких замечательных актёров? Почему они такая редкость в кино и сериалах?