Театр Вахтангова присоединился к размышлениям об ушедшей советской эпохе, под знаком которых прошёл нынешний 2022 год, через новый знаковый спектакль «Генерал и его семья», поставленный по драме Тимура Кибирова режиссером Светланой Земляковой.
Главный герой пьесы — советский генерал, верой и правдой служивший своей стране, который оказался не способен воспитать дочь как продолжательницу рода и передать ей свои духовные установки. В ответе на вопрос «почему?», пожалуй, и кроется разгадка нежизнеспособности империи «пролетарского рая», хотя формально до краха СССР пройдёт ещё два десятка лет.
Кто виноват в том, что Василий Иванович Бочажок, которого на пределе эмоционального напряжения исполняет Максим Севриновский, лишается дочери и внука, уезжающих (если не сказать спасающихся) в чужую страну? Отец настоящей избалованной генеральской дочки, которой он отдаёт всего себя без остатка, вынужден принести себя в жертву её благополучию.
Соблазнила ли её Анна Ахматова, в духовном поиске которой девушка обретает смысл жизни? Смысл, которого она не находит в родительском атеистическом воспитании… Безликая ли советская пропаганда, умеющая лишь запрещать и не пущать? Или сам генерал — Иван, не помнящий родства, лишенный близких друзей, но благодарный советской действительности и восхищающийся Сталиным?
Глубокое сочувствие вызывает у зрителя Василий Иванович Бочажок. Маленький седой вояка, провинциальная знаменитость в не по размеру большой военной форме, с казарменной лексикой и тонким музыкальным чутьём всецело посвящает себя семье, памяти любимой супруги и воспитанию детей. Какая-то внутренняя сила, невесть откуда взявшаяся из недр любви, заставляет его то и дело преодолевать условности советского бытия и не подвергаться его установкам. Лишь бы была счастлива его любимая дочь, лишь бы не стать помехой будущей жизни «самой красивой девочки на свете».
Его Анечка (Полина Рафеева) выходит замуж за еврея и собирается уезжать в Израиль навсегда. Она полна жизни и страсти, она хочет быть счастлива любой ценой, но и не вполне понимает цену, которую за её свободу и благополучие заплатит отец. Генерал же ограждал её от всего, что могло бросить тень на торжество «пролетарского рая»!
Зритель не увидит перипетий, последовавших за отъездом за границу молодой четы. Театр Вахтангова предпочитает удержать его в рамках семейной драмы. Светлана Землякова говорит нам о любви, услаждает наш слух прекрасной музыкой и даже включает в спектакль живой голос великой русской поэтессы Анны Ахматовой, стихи которой развенчивали у советских людей прилизанный образ самой мощной империи на земле.