Григорий Южаков: «Странный человек» — это 17-летний Лермонтов

Григорий Южаков: «Странный человек» - это 17-летний Лермонтов

Московская весна 2019 начинается премьерой «Странного человека» Михаила Лермонтова, поставленной в театре им. Ермоловой Григорием Южаковым. Эта во многом автобиографичная пьеса о чистой юношеской любви и сложных взаимоотношениях с любимой, семьей и обществом сыграна с большой фантазией.

Мы попросили Григория Южакова – режиссера спектакля и исполнителя роли Дмитрия Белинского – рассказать о замысле и выборе материала этой постановки читателям «Э-Вести».

ЭВ: Григорий, почему Вы выбрали именно это произведение Лермонтова?

Григорий Южаков: Случайно столкнулся с ней на третьем курсе, и пьеса «зацепила» какой-то искренностью, невероятной лермонтовской внеземной любовью. И потом, мне кажется, есть такая проблема: как поставить «Ромео и Джульетта» не «ванильно». Эта тема очень меня трогает. Как это получилось? Это другой вопрос.

Но прежде всего лермонтовская любовь. Желание любви, чтобы восторгаться женщиной, как Богом. Это потрясающая тема. Поэту было 17 лет, когда он писал эту раннюю свою пьесу.

Здесь присутствуют взаимоотношения с обществом — «лермонтовская тема». Как общество влияет на человека, как оно обманывает. Здесь также есть «лермонтовские балы» — натянутые улыбки. Я ни в коей мере не осуждаю их, и я их делаю привлекательными.

Я не говорю – это плохо, а это хорошо. Это, во-первых, неправда, и, во-вторых, каждый из общества тоже когда-то был влюблен. Это вопрос выбора. Каждый человек выбирает, как он готов жить, так или так. И это вопрос его совести.

ЭВ: Кто-то уже ставил эту пьесу?

Григорий Южаков: Для этой пьесы в принципе это, наверное, дебют. Потому что ее не ставили, может быть, раз или два, но в Москве – премьера. Потому что она такая ранняя, восторженная. Она больше эмоциональная, чем рационально продуманная.

ЭВ: Вы в этом спектакле выступаете как актер и как режиссер. Насколько отличен взгляд режиссера от взгляда артиста?

Григорий Южаков: Да, это две абсолютно разные профессии. Режиссеру надо создать такие условия, чтобы артисту было удобно, чтобы ему нравилось существовать в этом пространстве с другими артистами. Это очень важно. Нужно убедить их, что это интересно, донести свою мысль. Режиссер – это больше как помощник, друг, который наталкивает, советует.

А актер, как талантливый ребенок, который все это воспринимает, ему прежде всего интересно играть. Как я сам люблю футбол, и мне интересно играть в футбол. И режиссеру надо создать такие правила игры, чтобы было интересно играть по этим правилам.

ЭВ: Если продолжить аналогию с футболом, в нём ещё есть тренер. В зависимости от того, каких артистов (игроков) он выведет, сложится одна игра или другая.

Григорий Южаков: Да, режиссер – это тренер. Абсолютно верно. Система игры, правила игры, схемы и так далее.

Кроме того, я расставляю определенные акценты. Кто-то бы сделал акцент, говоря про общество, кто-то – про политическую тему. А меня в данном случае интересует тот прежде всего 17-летний Лермонтов. Это влюбленный юноша, а не человек, политически настроенный против общества.

***

«Странный человек» написан Михаилом Лермонтовым, когда тому было всего 17 лет. Если сейчас это мальчик, то тогда юноша  был уже взрослый человек. Вспомним хотя бы княгиню Екатерину Дашкову, урожденную графиню Воронцову, которая в 18 лет была ключевой фигурой в дворцовом перевороте и возведении на престол Екатерины Великой. Более того, она к тому моменту успела выйти замуж, родить двоих детей и овдоветь!

Михаил Лермонтов к 16 годам написал уже с десяток пьес и более сотни стихов. Да, кто-то найдет в его ранних произведениях влияние Байрона, Шиллера, Шекспира, Грибоедова, но на кого из русских поэтов они тогда не повлияли?

«Странный человек» является развитием его предыдущей и тоже автобиографичной пьесы «Menschen und Leidenschaften» (Люди и страсти). Только вместо конфликта отца и бабушки Лермонтов здесь рассказывает о раздоре отца с матерью, и вместо мнимой, в произведении описана настоящая измена любимой.

Кто-то считает, что прототипом изменницы Наташи Загорскиной была черноокая красавица и кокетка Екатерина Сушкова, которой через несколько лет Лермонтов отплатил той же монетой. Однако, скорее всего, это была Наталья Фёдоровна Иванова, которая сначала ободрила его вниманием и приятцей, а после обескуражила холодностью, и отдала предпочтение более состоятельному и опытному сопернику. Буквально, все как в пьесе, где драматизм только еще больше усилен – соперником оказался друг-предатель.

Образы отца и матери Лермонтова, очевидно, соотносятся с Павлом и Марией Арбениными. Но в отличие от пьесы, где Мария Дмитриевна, покаявшись мужу в адюльтере, была навсегда выброшена им из дома, в жизни реальных героев все было иначе, намного сложнее и не до конца ясно даже самому Михаилу Юрьевичу. Поэтому искать в пьесе 100% автобиографичности фактов, конечно, нельзя, а духа и атмосферы – можно.

Есть в пьесе и линия взаимоотношений с высшим светом, достойная соседства с Грибоедовым и Гоголем: поднимается поэтом и тема крепостничества, и духовного одиночества… Но, возвращаясь к постановке в Театре Ермоловой, надо заметить, режиссер на сцене берет пьесу «за рога», опрокидывает всё на спину, потрошит и готовит сочные стейки-сцены.

Премьера "Странный человек" М.Ю. Лермонтова в театре им. Ермоловой
Премьера «Странный человек» М.Ю. Лермонтова в театре им. Ермоловой

На сцене Ермоловой появляются сеанс вызова духов, и вакханалия с чтением отрывка из ветхозаветной Книги Бытия про Содом, и сюрреалистичные декорации сцены – черные резиновые шары, обручи и прочее. Но за всем этим видна работа мысли режиссера, и актеры играют с большим воодушевлением, талантом. Поэтому символика и сюр постепенно становятся прозрачными (но при условии, что вы знакомы с оригиналом).

Особой находкой спектакля стал Сергей Кемпо, воплотивший образ главного героя Владимира Арбенина, и сохранивший дух лермонтовской пьесы. Отличная актерская работа! На мой вопрос, какие главные черты в образе его героя, Сергей ответил: «Обычные человеческие качества, которые забыты у нас: честь, достоинство, правда. Поэтому «странный человек», потому что в наше время эти качества кажутся очень странными». Вторая интересная находка режиссера — это свадьба Наташи Загорскиной и Дмитрия Белинского в образе похорон.

Премьера "Странный человек" М.Ю. Лермонтова в театре им. Ермоловой
Премьера «Странный человек» М.Ю. Лермонтова в театре им. Ермоловой

Много на сцене творческих решений, но не отступает и сомнение: не слишком ли чёрен окружающий мир во всем остальном?

Развязку этой нуар-сюрреалистической драмы вы узнаете на премьере.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку