Если кто-то скажет, что спектакль студентов-выпускников – это несерьезно, я с ним не соглашусь. Отношение начинающих деятелей искусства к постановке зачастую куда серьёзнее, чем у труппы актёров с большим стажем. Да, не у всех ещё талант до конца огранён, но подход к работе, искренность и желание творить колоссальные, поэтому и удовольствие от такого представления получаешь огромное.
Так выкладывались актёры – вчерашние выпускники Щукинского института, курса имени Владимира Поглазова — 12 февраля на Симоновской сцене театра им. Вахтангова в спектакле Аси Князевой «Идеалисты и циники».
Режиссёр и сценарист свою работу назвала «разговорной перестрелкой» по мотивам рассказов Антона Павловича Чехова — в основе «Идеалистов и циников» лежат 13 рассказов великого русского писателя. Надо заметить, что попытка поставить спектакль по нескольким рассказам – это большой риск для режиссёра «утонуть» в материале, получив на выходе что-то невнятное (я видел в этом сезоне уже пару таких примеров), но Асе Князевой удалось этого избежать. «Разговорная перестрелка» вызывает удивительно целостное ощущение от просмотра. Впрочем, для Аси это не первый успешный опыт такого рода, пару недель назад она представила спектакль по сказкам Андерсена – «Волшебный театр Андерсена».
По-чеховски легкая постановка, возможно, сложилась благодаря тому, что почти все отобранные для пьесы рассказы посвящены сложным и прекрасным отношениям между мужчиной и женщиной, которые исследуются режиссером со всех сторон, создавая объём и раскрывая тему изнутри и снаружи, глазами мужчины и женщины, циника и идеалиста, молодого и зрелого человека.
Открывается спектакль ярким калейдоскопом импрессионистичных мазков – образов из рассказов «Темпераменты» и «То и сё», который увлекает вас в свой водоворот и служит прологом к тому, что мы увидим дальше, где каждый артист будет солировать в своём эпизоде.
Первой такой сценкой станет «Он и она», где блистает Вероника Фаворская, рассказывающая о глубокой и трогательной любви актрисы и её мужа приживалы. Затем ваше сердце отпустят, развлекая гусарскими байками «К сведению мужей», но, как это бывает у Чехова, за шутками всегда проступает ирония.
Писатель-реалист умеет заставить Вас поставить много вопросов к самому себе, не правда ли? Эти вопросы кружат, множатся и растут как снежный ком в инсценировке рассказа «Несчастье» – в истории Софьи Петровны Лубянцевой (Анна Куклина), преследуемой влюблённым Иваном Михайловичем (Олег Парменов), пока её муж, отлично воплощенный Антоном Власовым, ни в ус не дует. И вот вы как на иголках вертитесь, ставя себя на место то жены, то мужа, то героя-любовника. И везде вы виноваты, и везде вас можно извинить.
Следом идет шуточная исповедь Рауля Синей бороды о том, как самые прекрасные качества нашей второй половины могут превратиться в огромные недостатки с радикальными последствиями… В веренице жён особенно ярко запоминается купеческая дочь, любительница романсов и гамм.
А под конец первой части идут сцены одна лучше другой: «Два скандала» с великолепным дуэтом Натальи Богданова и Сергея Покопцева (надо сказать, что Сергей – стал открытием и большой звездой этого вечера) и инсценировка «Хористки» с проникновенной игрой Софьи Игрушкиной.
Во второй части очень красивая постановка «На чужбине» Николая Романовского и Сергея Савичева, а завершает её лиричная игра Сергея Покопцева и Марии Чекалиной в «Доме с мезонином».
Такая вот на сцене Театра им. Вахтангова вышла многоплановая история любви, сотканная из трагедий и комедий чеховских героев. Как нельзя кстати оказалась и дата предпремьерного показа – канун Дня влюбленных, но это уже было скорее случайное, но от того не менее приятное совпадение.