28 июня 2016 года открылась программа Летних балетных сезонов в РАМТе, и открыл её один из лучших балетных коллективов страны – Марийский театр оперы и балета – «Лебединым озером». Молодые исполнители покорили публику своим искусством, увлечённостью и свежестью, что было непросто учитывая широкую известность произведения.
Художественный руководитель театра – Заслуженный артист России Константин Анатольевич Иванов, знаком московской публике как ведущий солист балета Большого театра России. Он танцевал в партнёрстве с Ниной Ананиашвили, Надеждой Грачева, Ульяной Лопаткиной, Илзе Лиепой и другими. Исполнял партии Зигфрида в «Лебедином озере», Принца в «Щелкунчике», Дезире в «Спящей красавице» П. И.Чайковского, Альберта в «Жизели» А.Адана и др.
Артист родом из Йошкар-Олы, столицы Марий Эл, получив прекрасное образование в Москве (Московская Академия Хореографии и ГИТИС) и достигнув серьёзных высот здесь и за рубежом, вернулся на свою малую родину и в 2000 году возглавил балетную труппу Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева, открыл отделение «Хореографическое искусство» Марийского Республиканского колледжа культуры и искусств им. И.С. Палантая и возглавил региональное отделение Союза театральных деятелей России. С тех пор марийский балет стал гордостью региона и жемчужиной балета страны.
Константин Иванов подчёркивает, что он – приверженец классических традиций русского балета и видит свою задачу в их сохранении. И действительно, на сцене разворачивается живое, современное, но выполненное в привычной эстетике действо. Добро здесь светится добром и побеждает, зло упивается своим временным торжеством и сдаёт позиции. Артисты полны вдохновения.
Ольга Челпанова (Одетта-Одиллия), которая в продолжение 10 лет работает в Марийском театре, говорит об этой партии: «это моя любимая партия, я уже вжилась в нее, она мне как родная. Мне так дорог этот образ! Конечно, с каждым спектаклем ты танцуешь по-разному, потому что просыпаешься каждое утро с разным настроением…».
Кирилл Паршин (Ротбарт. Злой Гений) – 13 лет в театре – на вопрос, каково быть в роли зла, отвечает: «Отлично, как рыба в воде. Воплощаюсь, как маску надеваю. Отрицательные роли – это моя стихия».
Ниже мы также приводим несколько комментариев в форме интервью, которые нам дал Константин Иванов в день открытия Летних балетных сезонов:
ЭВ: Ваши исполнители, насколько я успела увидеть краешком глаза, это молодые танцоры. Могу ли я расценивать Вашу деятельность в целом и выбор репертуара Вашей труппы как вклад в поддержание русской балетной традиции, в том числе с точки зрения воспитания молодого поколения?
Константин Иванов: Это так, и я думаю, Вы как раз правильно это подметили.
Во-первых, у нас на 98% труппа состоит из учеников нашей балетной школы. Это, наверное, редкий случай, когда мы, располагаясь в провинции, не ищем спешно людей по всей стране, но готовим ребят у нас в школе. Соответственно, они воспитаны в одной эстетике. Может быть, они, как говорится, разного калибра, но они играют на сцене в едином настрое.
Также нашу труппу отличает бережное отношение и уважение, во-первых, к тому, что происходит на сцене, во-вторых, к авторам, которые поставили этот спектакль. Это для нашей труппы – основные задачи, которые мы ставим перед собой.
ЭВ: Вы много гастролируете и хотелось бы Вас спросить по поводу различия в публике: Московская, Марийская и Зарубежная.
Константин Иванов: Начнём с марийской публики. Балет для Марий Эла – это гордость, национальное достояние. На сегодняшний день наш театр находится в республике на очень уважаемом положении – нам построили новое здание, два года мы работаем в великолепных условиях.
Касательно московской публики… Сегодня здесь много иностранцев, но мне очень приятно видеть также балетную публику Москвы, в том числе тех людей, которые не могут попасть в Большой театр или Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко по доступности билетов. Они приходят сюда. И, по реакции прошлого года, мне было очень приятно видеть, насколько искренне они принимают наш труд, наши спектакли. Мы ведь стремимся к тому, чтобы они были настоящими, чтобы чувства, которые наши герои на сцене переживают, доходили до публики. Всё это у нас, слава Богу, есть.
Про заграницу говорить труднее. Европа – это одна публика, Азия – другая, Мексика – третья.
ЭВ: Мы в основном, как правило, ориентируемся на Европу.
Константин Иванов: У нас сейчас три основных партнера: Европа, Мексика и Китай. Мы выезжаем в эти страны. Мы для них – представители русского балета, и наша задача всё показать на очень высоком уровне. То есть, мы не несём себя как марийский балет, мы понимаем, что на нас смотрят как русский балет и мы представляем страну.
ЭВ: Вас безусловно встречают благожелательно?
Константин Иванов: Слава Богу. Я всегда говорю, что для нас – счастье и радость состоят в том, что, когда мы приезжаем в какую-то страну один раз, мы тотчас становимся постоянными партнерами и уже десятилетиями ездим в те же страны и города, с теми же импрессарио. И, в той же Европе, публика приходит на наши концерты ежегодно.
ЭВ: Спасибо большое
Константин Иванов: Спасибо.