Мастер-класс Марии Каллас: Театр Вахтангова vs Бродвей

Мастер-класс Марии Каллас: Театр Вахтангова vs Бродвей

Актриса Людмила Максакова знает, что кажущаяся легкость исполнения достигается упорным и бескомпромиссным трудом. Царственно мягкая, чуть игривая, но не терпящая расслабленности ни от себя, ни от кого-либо едва дело касается актерского искусства – такова в исполнении актрисы Мария Каллас, героиня спектакля по мотивам пьесы Терренса МакНелли «Мастер-класс», рассказывающего о величайшей оперной певице.

Постановка появилась ко Дню театра в России и стала полемичной по отношению к бродвейской постановке «Мастер-класса» с Зои Кэлдвел, где показана властно жесткая, гламурная, язвительная и непомерно эгоцентричная персона, что, как мне кажется, не отражает характер Марии Каллас.

Алексей Петров (Энтони Кандолино, тенор), Людмила Максакова (Мария Каллас) и Олег Макаров (незнакомец)
Алексей Петров (Энтони Кандолино, тенор), Людмила Максакова (Мария Каллас) и Олег Макаров (незнакомец)

Сюжетная линия у МакНелли незамысловатая: легендарная оперная дива Мария Каллас проводит мастер-класс для молодых певцов, постепенно погружаясь в воспоминания о страданиях «гадкого утёнка» в юности, о несправедливостях, о жестоко преследующей её прессе, о триумфе в Ла Скала и об отношениях с миллиардером Онассисом. Кульминация пьесы – монолог о той жертве, которую Каллас принесла на алтарь искусства.

На примере жизни певицы, по словам МакНелли, автор хотел показать весь театр — то, чем занимаются актеры театра, художники, музыканты, оформители, режиссёры и какое значение это имеет для общества. «Театр – это не церковь, – говорит он, – но это священное место, которое цивилизовывает нас. Это особое место, где мы лучше себя узнаем».

Текст автобиографичен. В основе произведения МакНелли лежат личные впечатления автора от посещения мастер-классов певицы в 1971-72 годах в Нью-Йорке, которые вступают в противоречие со множеством интервью, писем и воспоминаний, которые дошли до нас. На мой взгляд, английский оригинал любопытен, но грешит использованием сниженной лексики и мелочным духом, которым он наделяет героиню.

Людмила Максакова (Мария Каллас)
Людмила Максакова (Мария Каллас)

Так или иначе, неординарность личности великой певицы является главной притягательной силой этой истории. Поэтому сразу после её написания в 1995 году пьесу ставят на Бродвее, где она получает необычайный зрительский успех и три театральные премии Tony: за лучшую постановку, за лучшую главную роль (Зои Кэлдвел) и за лучшую роль второго плана (Одра МакДональд).

Те редкие записи первых бродвейских постановок, которые сохранились, производят сильное впечатление – Каллас играют талантливые театральные актрисы, а роли её учеников поручают профессиональным певцам и певицам. Тональность же бродвейских спектаклей скорее комедийная, а не трагикомедийная.

Евгения Ивашова (Софи Де Пальма, сопрано) и Людмила Максакова (Мария Каллас)
Евгения Ивашова (Софи Де Пальма, сопрано) и Людмила Максакова (Мария Каллас)

Режиссёр Сергей Яшин пошёл своим путём. Он говорит о том, что ему вместе с Людмилой Васильевной пришлось обратиться к дневникам Марии Каллас, письмам, воспоминаниям близких людей, уточняя сведения «об актёрском способе существования». На выходе получилась отнюдь не комедия, но драма, что, на мой взгляд, более оправданно.

В жизни Марии Каллас всегда было два служения: пение и любимый мужчина. Так было и в самом начале карьеры, когда она вышла замуж за Джованни Баттисту Менегини (к счастью, он не просил её бросить выступать), так было и в зените её славы, когда она познакомилась с греческим магнатом Аристотелем Онассисом.

Спектакль начинается знаменитым письмом Каллас к Онассису: «Ты не верил, что я могу умереть от любви. Знай же: я умерла…». Звучащее в устах Максаковой письмо полно любви и горечи предательства.

Людмила Максакова (Мария Каллас) и Олег Макаров (Аристотель Онассис)
Людмила Максакова (Мария Каллас) и Олег Макаров (Аристотель Онассис)

Онассис оказался глух к дару, которым наградил Марию Бог – пению, и не бы рад их ребёнку. Любимый подорвал веру певицы и женщины в себя – сначала склонил к окончанию карьеры, а затем заставил сделать аборт. Убийственным финалом их отношений стало то, что он, зародив в Каллас надежду на свадьбу, он «из мании покорять» тайно женился на вдове президента Кеннеди – Жаклин.

Личное предательство певица пережила. «Мы были две независимых личности, с особенным строем душ, и с разными взглядами на некоторые фундаментальные ценности жизни, – писала она в воспоминаниях. – К несчастью, мы не были взаимно дополняющими друг друга, и все-таки понимали достаточно, чтобы наша дружба продлилась долго. Когда он умер, я почувствовала себя вдовой». Но душа была разбита, а творческий дух покинул певицу.

Людмила Максакова (Мария Каллас) и Евгений Кравченко (Мэнни Вайншток, концертмейстер)
Людмила Максакова (Мария Каллас) и Евгений Кравченко (Мэнни Вайншток, концертмейстер)

Мария Каллас так и не смогла вернуться к пению – к не менее важному служению, которому она себя посвятила. Хаос, царящий в недрах разбитой души, пронизал мастер-класс певицы для молодых актёров, где Каллас призывает своих учеников отдать все силы свои предназначению, так же как когда-то это делала она. Так же, как это делали все великие русские певцы.

«Этому посвящали жизнь, – говорит Людмила Максакова. – Для них театр был нечто священное, они считали, что служат, а не поют. Я посвящаю свою работу дому в Брюсовом переулке, 7, где моим соседом был Иван Семёнович Козловский. Весь золотой период Большого театра здесь жили или бывали у нас Антонина Васильевна Нежданова, Николай Семёнович Голованов, Святослав Рихтер, Святослав Кнушевицкий, Давид Ойстрах…».

Святослав Кнушевицкий был преподавателем Людмилы Максаковой по классу виолончели ДМШ. Актриса начала свой путь в искусстве с музыки, и долгое время «не знала другого мира», кроме мира «каторжан» по степени приложенных усилий. Своё знание музыкальных и сценических тайн в спектакле актриса передаёт не только зрителям, но и молодым актёрам, у которых за спиной нет академического музыкального образования.

Если в бродвейской постановке учеников Каллас играли и пели профессиональные певцы, то в Москве поют вахтанговцы – Евгения Ивашова (Софи Де Пальма), Мария Волкова (Шэрон Грэхэм) и Алексей Петров (Энтони Кандолино). Партии, сложные и для профессиональных певцов, после длительных тренировок блестяще исполнили драматические актёры.

Мария Волкова (Шэрон Грэхэм)
Мария Волкова (Шэрон Грэхэм)

Владение голосом, как замечала Каллас, это полдела. Актеры должны были также держать в фокусе внимания и драматическое содержание своих партий, и ролей героев, которых играют. Здесь вахтанговцы ожидаемо показали высокий класс, с ювелирной отделкой характеров своих героев, их развитием.

Ну и напоследок раскрою маленький секрет. Роль концертмейстера Каллас – Мэнни Вайнштока – играл Евгений Кравченко. Он невероятно талантливо аккомпанировал на рояле все звучащие со сцены арии. Однако впоследствии выяснилось, что на самом деле на инструменте играл не он, а Андрей Булатов. Вот такой красивый дуэт у них сложился. Впрочем, после пения Евгении и Марии я больше ничему не удивлялся…

Мария Волкова (Шэрон Грэхэм в роли леди Макбет) и Людмила Максакова (Мария Каллас)
Мария Волкова (Шэрон Грэхэм в роли леди Макбет) и Людмила Максакова (Мария Каллас)
Алексей Петров (Энтони Кандолино, тенор), Людмила Максакова (Мария Каллас)
Алексей Петров (Энтони Кандолино, тенор), Людмила Максакова (Мария Каллас)
Поделиться с друзьями
Subscription