Жила-была в лесу Уточка. Каждый день её был занят разными хлопотами – найти и подкрепиться червячком, погреться на солнышке, почистить крылышки, почитать свежую прессу… Время от времени эту пастораль омрачала перебранка с нахальными жабами, но в целом долгая размеренная жизнь Уточки была счастливой. Пока к неунывающей, но ослабевшей птице не вторглась незнакомка. «Привет, Уточка! Я твоя смерть», – сказала она.
«Последний сон Уточки» стал новым спектаклем Театре Вахтангова, притчей, которой коллектив открыл 102-й театральный сезон. И вновь, как это умеют делать вахтанговцы, простая история для семейного просмотра оказалась неординарной, вызвав у первых зрителей яркие эмоции и пикировки.
Никто из нас не избежит темы смерти, и встретиться с ней человеку приходится, увы, не раз. Поэтому постановка так задела за живое журналистов на пресс-показе.
Питерский режиссёр Владислав Тутак, поставивший на сцене «Студия» пьесу Клавы Ильиной, показывает нам, как встречая неизбежное – смерть, Уточка (и мы вместе с ней) проходит этапы принятия факта: отрицание, гнев, торг …
Эти этапы открыла психолог Элизабет Кюблер-Росc, изучавшая эмоциональное состояние неизлечимо больных людей и тех, кто потерял своих близких. Поэтому неслучайно на дискуссии, развернувшейся после премьеры, всплыла тема пациентов хосписа.
Подача темы смерти через призму модели Кюблер-Росc получила неожиданное продолжение, когда после показа я оказался на его незапланированном «втором акте». Актёры, вышедшие после представления из-за кулис и сидящие на сцене, стали зрителями продолжения своей истории, которое давали уже мы – журналисты.
В зале завязалось эмоциональное обсуждение: Вести детей 12+ на спектакль или нет? Одна мама-корреспондент говорила, что такой спектакль не для её ребёнка, другой папа жарко отвечал, что именно на такой спектакль поведет всех своих троих детей.
Мне же постановка показалась полной иронии и многозначительности. Как вам такой пассаж автора: «Смерти стало как-то невыносимо тоскливо от того, как утка проводит свои последние дни», будто он ждёт он неё «восхождения на Эверест» и других подвигов в эти последние часы?
Тема смерти отозвалась в сердце всего зала, и при просмотре спектакля каждый зритель проходил свой цикл Кюблер-Росс. Но на чём сошлись все присутствующие – это то, что спектакль получился красивый и наполненный актерским драматизмом, хотя роли в нём играли куклы.
Браво! новой стажёрской группе театра: Виталию Иванову, Карену Овеяну, Каролине Койцан, Климу Кудашкину, Семёну Арзуманову, Сергею Барышеву, Эюбу Фараджеву и Полине Бондарь! Хорошее начало работы в театре, хороший старт театрального сезона для Театра Вахтангова.