«Театр» С. Моэма превратился в триумф русской театральной школы

"Театр" С. Моэма превратился в триумф русской театральной школы

Сложнейшая для постановки пьеса по роману Соммерсета Моэма блестяще осуществлена Ольгой Субботиной в Театре им. Вахтангова. Открывшиеся бурные споры о том, насколько «Театр» 1937 года сегодня соответствует театру вообще и Театру Вахтангова, в частности, несостоятельны, потому что исследование успеха театра 100-летней давности успешным театром настоящего интересно именно как творческий процесс, а не как надуманный поиск сходства элементов борьбы творческого коллектива за существование.

Да, мы понимаем, что сегодня театру особенно тяжело, и тема борьбы за финансирование (и даже существование) актуальна как никогда. Но Театры Моэма и вахтанговцы находятся в разных весовых категориях.

Первый существует благодаря звезде Джулии Ламберт и её мужу-талантливому директору Майклу; его положение зыбко. Второй — твёрдо стоящий на ногах театр со 100-летней историей, который имеет ресурсы больше, чем один театр. Он способен в каждом спектакле показать историю формирования и преемственности целой актёрской школы. Русской театральной школы. Что, собственно, и было сделано в этот раз.

Так сложилось, что визуальный и профессиональный образ Джулии Ламберт у Соммерсета Моэма как будто списан со звезды Театра Вахтангова Лидии Вележевой. Ольга Субботина дала ей возможность продемонстрировать всю мощь актёрского дарования и воплотить сценическое искусство ведущей актрисы британской сцены, при этом искусно показав нелёгкую женскую судьбу.

Лидия Вележева (Джулия Ламберт)
Лидия Вележева (Джулия Ламберт)

Лидия Вележева обладает мастерством, прекрасной фактурой, с лёгкостью перевоплощается и сохраняет интерес публики к своей героине на протяжении 3.5 часов спектакля. Она блистает, она страдает, она живёт театром. Она живёт и спасается только им.

Её муж Майкл (Евгений Князев) — ещё один стержень постановки. Прекрасный дуэт пары излучает успех и гармонию. Глядя на задорные физические упражнения актёра на сцене, мы понимаем, что его жизненная сила и практичность служат фундаментом успеха театра и жены.

Но образ, созданный Евгением Князевым на сцене, несколько отличается от Моэма. Если писатель подчёркивает скорее его скаредность и талант привлекать, сберегать и приумножать финансы, то вахтанговцы — его позитивный подход к жизни. Майкл понимает свои сильные и слабые стороны, ценит достоинства других людей, любит жизнь и свою жену и принимает мир таким, каков он есть.

Евгений Князев (Майкл Госселин)
Евгений Князев (Майкл Госселин)

Такой Майкл превращается в однозначно положительного героя и опору близких. Евгений Князев, привычный зрителю по глубоким драматическим ролям, в «Театре» раскрывается перед нами в прекрасных комичных, искромётных и забавных сценах, он — само жизнелюбие и свет.

Лидии Вележевой и Евгению Князеву вторит целый слаженный коллектив других вахтанговских звёзд, каждая из которых выполняет свою роль в общем оркестре.

У Джулии Ламберт и Майкла были семья и учителя, без которых их талант не превратился бы в мастерство, а карьера не стала бы успешной. Ольга Субботина привлекает блестящую плеяду вахтанговцев старшего поколения, чтобы они могли поразить зрителя возможностями русской актёрской школы.

Премьера спектакля "Театр" Уильяма Сомерсета Моэма в Театре им. Вахтангова
Премьера спектакля «Театр» Уильяма Сомерсета Моэма в Театре им. Вахтангова

Агнесса Петерсон в роли педагога Джулии Жанны Тэбу, с потрясающей сценической пластикой актрисы, с её тонким искусством произнесения слова и умением создавать эмоцию — это демонстрация традиций Театра Вахтангова и русской актёрской школы.

Лорд Чарльз Тэмерли — это эстет, истинный поклонник всего прекрасного; тот, для кого и существует театр и кто поднимает высокую планку актёрского мастерства запросом на него. Андрей Ильин в его образе сумел виртуозно показать нам, насколько важна духовная и интеллектуальная роль театра в обществе. Насколько она невещественна, самодостаточна и необходима многим как воздух.

Андрей Ильин (Лорд Чарльз Тэмерли)
Андрей Ильин (Лорд Чарльз Тэмерли)

Ольга Субботина сумела не просто воплотить на сцене необыкновенно сложную пьесу о театральной жизни, ей удалось показать всю мощь театра Вахтангова и триумф русской театральной школы. Тонкое введение в сцены персонажей из воспоминаний, театральные сцены на театральной сцене, расширение театрального пространства за счёт выходов актёров в зал — вот лишь малый арсенал средств, которые создали драматически глубокое и эстетически красивейшее действо, мастерски оформленное Максимом Обрезковым.

Но, справедливости ради, нужно заметить, что желание сравнить пьесу с ситуацией в Театре Вахтангова возникает не случайно. Оно спровоцировано актуальностью проблематики, подчёркнутой расставленными режиссёром акцентами, и достоверной жизненной манерой игры. Благодаря этому люди, выходящие из зала, продолжают задумываться о секретах успеха в этой жизни. Они думают о том, как иным удаётся достичь успеха и сделать этот успех настолько прочным, что его хватает и на сто лет.

Константин Белошапка (Том Феннел) и Лидия Вележева (Джулия Ламберт)
Константин Белошапка (Том Феннел) и Лидия Вележева (Джулия Ламберт)
Андрей Ильин (Лорд Чарльз Тэмерли) и Лидия Вележева (Джулия Ламберт)
Андрей Ильин (Лорд Чарльз Тэмерли) и Лидия Вележева (Джулия Ламберт)
Джулия начинает сомневаться в своем шарме
Джулия начинает сомневаться в своем шарме
Андрей Ильин в постановке Ольги Субботиной "Театр"
Андрей Ильин в постановке Ольги Субботиной «Театр»
Олег Лопухов, Екатерина Жаркова и Лидия Вележева
Олег Лопухов, Екатерина Жаркова и Лидия Вележева
Николай Романовский (Роджер, сын Джулии и Майкла)
Николай Романовский (Роджер, сын Джулии и Майкла)
Полина Кузьминская (Эвис Крайтон)
Полина Кузьминская (Эвис Крайтон)
Евгения Ивашова (Джун, начинающая актриса)
Евгения Ивашова (Джун, начинающая актриса)
Премьера спектакля "Театр" в Театре им. Евгения Вахтангова
Премьера спектакля «Театр» в Театре им. Евгения Вахтангова
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку