Очень свежо смотрится новая постановка знаменитого романа Достоевского «Преступление и наказание» в театре «АпАРТе». Она придется по вкусу как молодому, так и старшему зрителю, ведь дух и идеи Достоевского переданы не только достоверно, но и очень ярко.
Несомненным достоинством спектакля «О преступлении», поставленного худруком театра Андреем Любимовым, стали прекрасные актерские работы Дениса Бургазлиева (Свидригайлов), Михаила Пярна (Лужин) и Александра Иванкова (Порфирий Петрович).
Это не значит, что остальные играли бледно, нет. Возьмём ли мы Галину Виноградову, сыгравшую мать Раскольникова или Анну Сафронову, воплотившую Соню Мармеладову, все роли незабываемые, тактильно-выпуклые. Но следить за образами этих трёх актёров доставляет отдельное удовольствие.
Особенно мне запомнился момент, когда я поймал себя на мысли, что вот Александр Иванков сидит к залу спиной, ты не видишь его лица, жестикуляции рук, но ты всё равно считываешь малейшие движения настроения и мыслей его героя. Как он этого добивается? – Это настоящее чудо актёрского перевоплощения.
Несмотря на то, что сценография спектакля аскетичная – черные стены, железная пружинная кровать и складные стулья – действие постановки и игра актеров мгновенно ловит вас в свои сети, погружая в мир героев. В значительной степени этому способствует и то, как умело режиссёр смог вплести персонажей в нашу реальность.
Формально герои – это типичные представители российской столицы 19-го века – титулярные и надворные советники, студенты, разнорабочие – но минимум незаметных штрихов во внешнем облике и пластике движений, и они уже воспринимаются, как наши современники, несмотря на то, что говорят они языком 19-го века, и эта речь не вызывает никакого диссонанса, наоборот всё воспринимается своеобразно, он очень органично и современно. Отсутствие этой дистанции между героями и зрителем придает действию необычайную силу драматизма и реализма.
Действительно, вот, перед вами успешный юрист, он крутится, зарабатывает, в личном общении он очень приятный и вежливый человек. Он не пошляк или гуляка, хочет жениться на девушке, обеспечить её. Для иных он просто мечта, для других – просто хороший семьянин.
И вдруг обнаруживаете, что этот коллега, с которым вы болтали у кулера с водой, описывает окружающим ваши поступки в каком-то странном свете, точнее сказать, в гнусно грязном свете. Затем вы узнаете, что этот «милый» человек подкидывает девушке деньги и сам же обвиняет её в их краже… Жизненно?! Очень даже. Может, конечно, в вашем случает не было такого беспредела, но кто знает, до чего человек может дойти… Знакомьтесь – Лужин – жених сестры Родиона Раскольникова.
Или вот ещё типаж – обеспечен, хорошо одет, умён, обходителен. Да, слаб на женщин, любит пофлиртовать, но разве можно осуждать за галантность и любовь к прекрасному полу? Разве среди ваших знакомых нет таких донжуанов? Только потом за ним вдруг обнаруживается шлейф темных историй – жена умерла при подозрительных обстоятельствах, подчиненный, которого он «муштровал», повесился, гуляют даже слухи о педофильных наклонностях. Да, что слухи, тут такой скандал о домогательствах случился… Вы уже поняли, о ком я – о Свидригайлове.
У Достоевского, как и у любого из нас, такие открытия тёмных и светлых сторон вроде бы хорошо знакомых нам людей случаются на каждом шагу. Поэтому смотришь спектакль и понимаешь, что в мире за сто с лишнем лет мало, что изменилось. Думаешь: отчего я был так слеп? Просто люди — это сложные натуры. Тут он ребенка из огня вынес, там старушку убил, а потом первому встречному руку помощи протянул… Свидригайлов и Дуню пытается соблазнить, но одновременно не хочет, чтобы та погибла в плену Лужина. Сам он её, конечно, не достоин, ну а Лужин тем более, считает он. И через минуту уже лелеет надежду добиться её вновь путем шантажа и даже насилия. Потом этот подонок двух сирот спасает…
Необыкновенная история… У меня от её прочтения всегда оставалось мрачное впечатление, виной чему, возможно, было слишком большое погружение в мысли и горячечное состояние главного героя, но в постановке «АпАРТе» она смотрится более светло и прозрачно, даже несмотря на то, что в отличие от романа спектакль заканчивается на минорной ноте – Раскольникова ссылают, но он отказывается признать убийство процентщицы преступлением, он досадует, что он не человек первого сорта, которому можно всё, что резня его подкосила.
Главного героя в спектакле играет Андрей Попов, который довольно точно передает юношеский максимализм, помноженный на светлые и темные стороны мировоззрения Раскольникова.
Ещё одна интересная находка режиссёра – это образ Сони Мармеладовой, которую играет Анна Сафронова. Я привык видеть Соню очень хрупким забитым ребенком, который трепещет, как лист на промозглом ветру, и вместе с тем она невероятна сильная, благодаря любви и вере в Бога. Здесь же я увидел чуть не вебкам-модель (новый эвфемизм заменяющий слово проститутка) – практичная молодая женщина, для которой её занятие – это обычная работа, всё одно, что пирожки продавать в киоске. И хотя это вовсе не стыкуется с образом, который создал Достоевский, но этот режиссёрский сдвиг заставляет обратить на него внимание, провести параллели и сделать свои выводы.
Уже более полутора столетий прошло со времени написания романа, но его герои не дают покоя режиссёрам. Это третья постановка, которую я вижу на сцене за последние пару лет, и каждый раз это новый акцент, новая стилистика, новое видение и исполнение ролей.
Вот и в этот раз, Любимов, по его словам, хочет обратить внимание зрителя на одну важную, но не всеми замеченную мысль писателя – наказание неизбежно не потому, что правосудие рано или поздно настигнет преступника. А потому, что «само слово «преступление» означает – переступить некую черту. И, оказавшись за этой гранью, человек остается наедине с самим собой, со своей совестью, со всеми терзаниями, которые преследуют его до тех самых пор, пока он неизбежно не выберет один из двух путей: путь отчаяния или путь раскаяния».
Такова ли была мысль Достоевского, каждый ответит сам себе, посмотрев новый спектакль в исполнении прекрасных русских театральных актеров.