29 ноября 2017 года состоится премьера «Очарованного странника» Николая Лескова в постановке Натальи Ковалёвой. В новой работе вахтанговцев зритель найдёт буквально всё, ради чего стоит идти в театр, поэтому рекомендовать это можно любому взыскательному зрителю. Режиссеру удалось в спектакле сделать то, о чём мечтают многие — осовременить произведение, сохранив глубину и народность прозы русского писателя XIX века, и одновременно вдохнув в него звуки и темпы сегодняшнего дня.
Нельзя не отметить, что это делалось как решением каждой отдельной сцены, так и общей динамикой постановки. Страсти главного героя и других персонажей повествования в начале спектакля переживают предельный накал, но к концу всё это разрешается и сценическими средствами достигается главное, что вложил в своё произведение Лесков — духовное восхождение.
Но главное, что позволило Ковалёвой добиться такой силы в постановке — это подбор актёрского состава. Собрать команду тех, кто сможет с такой достоверностью раскрыть образы героев ушедшей культуры, запечатлённых в духовной борьбе — это стоило большого труда. Каким глубоким был трагизм любовной истории цыганки Груши в исполнении Ольги Боровской! Как проникновенна была игра Игоря Карташева на всём протяжении спектакля!
Карташев сумел создать вневременной образ русского человека, глубокого, вдумчивого, доброго, умеющего прощать и с годами обретать мудрость, не скапливая в сердце зла, но приходя через страдания к Богу. Таким был настоящий русский человек и тысячу лет назад, таким его видел Лесков, таков он и сегодня. Именно за такого русского человека радели декабристы, его называли народом-богоносцем русские философы, указывая для России особое предназначение.
Культурно-политический журнал «Э-Вести» обратился к Игорю Карташеву с просьбой поделиться, как ему удалось так воплотить образ «очарованного странника». Он рассказал нашим читателям:
«У меня было два очень серьёзных потрясения. Первое — когда мне Наталья Леонидовна предложила попробовать эту роль, и второе — когда я её прочитал. По прочтении у меня навернулись слёзы на глаза. Это действительно очень сложный, красивый язык, и здесь было очень легко уйти в другую творческую крайность… И я этим страдал в какие-то моменты. Так что главное — не испортить.
Я не знаю, как я готовил эту роль, но было очень сложно. У меня был такой момент, когда однажды утром мне было совсем плохо, я сел за кофе и открыл текст. Где-то минут через пятнадцать стало очень хорошо. Я не понимаю, в чём волшебство Лескова, в чём волшебство этого потрясающего текста, что как-то мне стало легче, и я продолжал, продолжал, и вот…
Отдельный поклон Наталье Леонидовне, она, собственно, сделала эту роль».
Фото — Валерия Мясникова.