Талантливые питомцы Студии Римаса Туминаса в театре Вахтангова в Новогодние и Рождественские каникулы поставили «Рождество на чердаке» по рассказам О. Генри. Нет, это не просто поздравление многочисленных поклонников прославленного театра – это так нужный нам сегодня посыл к сближению и оптимизму.
«Почему О. Генри?» – спросил я у режиссёра Анны Горушкиной. – «Потому что он дает надежду, – ответила она. – Я очень долго думала, что можно сейчас поставить, и у меня возникло ощущение, что ни один автор так не дает ответы на вопрос о том, где прячется счастье, как О. Генри. Писатель четко говорит, что мы можем быть ангелами на земле, мы можем помогать другим людям, мы можем делать чудеса сами, не ожидая их с Неба. Мы можем сами становиться волшебниками!
В наших обстоятельствах, в нашей нынешней ситуации жизненной, это, пожалуй, очень своевременно. У него есть подсказка, что надо опираться на близких, родных и быть помощниками не только им, но и всем людям вокруг. Сегодня как никогда надо быть поддержкой друг другу».
Действительно, многие рассказы О. Генри построены на жертвенности героев, готовности поступиться собственными интересами, чувствами ради другого человека, а выбранные для постановки произведения – «Тщеславие и соболя», «Дары волхвов», «Алое платье», «Последний лист», «На чердаке» и «Канун Рождества» оказались ближе всего к рождественской истории.
Уже который раз я восхищаюсь работой вахтанговской крохотной сценой «Студии», где играют будущие звёзды русской театральной сцены. Есть в их игре неконтролируемое творческое горение, которое целиком увлекает в свой мир на час-другой.
Да, у талантливых актеров со временем появляется отточенное мастерство, и они приучаются рационально расходовать пыл своей игры. Игра людей, умудренных личным опытом, легче раскрывает глубину образа, но она со временем теряет 100% эмоциональную самоотдачу на сцене (я называют это мурашками на коже актера, которые ты физически не можешь увидеть, но ты их угадываешь и чувствуешь).
При всём при этом, юные артисты демонстрируют высокий уровень мастерства – своего рода фирменный стиль театра им. Вахтангова. Им скидки не требуются.
В «Рождестве на чердаке» студийцам очень точно удалось передать дух авторского стиля О. Генри, его лёгкость и глубину. Берем ли мы историю Мейды в исполнении очаровательной Елизаветы Палкиной, которая готова пожертвовать личным шансом на счастье, чтобы помочь подруге, или перипетии русских соболей, сыгранные талантливой троицей – Екатериной Жарковой, Василием Цыганцовым и Николаем Романовским. Последний хоть и играл в этот раз вторые роли, но сумел превратить их в настоящее украшение этого спектакля.
Апофеозом представления стала притчевая история юной четы Диллингхем Юнг. У Деллы (Валентина Попова) и Джима (Евгений Кравченко) было всего два богатства и предмета гордости – её копна роскошных каштановых волос и золотые часы Джима, передаваемые из поколения в поколение. Оба, движимые любовью и желанием сделать своей обожаемой половине рождественский подарок и сделать её счастливой, ни секунды не колеблются и жертвуют самым ценным, что у них есть. Он – часами, продав которые, он покупает черепаховые гребни, а она – волосами, чтобы купить цепочку к часам Джима.
Что это, как не призыв поддержать друг друга в наше нелёгкое время? Призыв классика, наполненный творческим пылом современной талантливой русской театральной молодёжи.
Если будет возможность, обязательно сходите и подарите себе прекрасный вечер в обществе вахтанговских волшебников. «Рождество на чердаке» даст вам силы и надежду на лучшее, ради которой и ставила свой новый спектакль в театре Вахтангова Анна Горушкина.