Режиссерская лаборатория «После революции» МХТ им. Чехова предложила вниманию зрителей новый спектакль, традиционно основывающийся на ранней советской драматургии 1920-1930 годов. В данном случае был взят русский писатель Евгений Замятин и его рассказ «Чрево», написанный в 1913 году. Надо сказать, не самый типичный для ранней советской драмы. Сценическое воплощение оказалось и вовсе оригинальным.
Евгений Иванович Замятин (1884-1937) происходил из семьи православного священника, но немало симпатизировал социалистическому учению. Он посвятил свою жизнь кораблестроению, но стремился самовыразиться в литературе. Его проза, глубоко народная по языку и православная по мироощущению, наполнена социальной проблематикой, писатель сокрушается по поводу устаревших, но ещё действующих в русской провинции и деревне обычаев.
Рассказ «Чрево» — один из ранних рассказов Замятина. Его раньше не ставили на русской сцене. Хотя сам Евгений Замятин известен постановщикам другими произведениями – романом-антиутопией «Мы» и киносценариями, созданными во время эмиграции и работы во Франции.
Рассказ был написан Замятиным задолго до разочарования в большевизме. Это трагическая история вынужденного брака, решенного родителями за свою дочь. Постылый старый муж и ненавистный пасынок становятся непреодолимыми препятствиями на пути к жизни и счастью молодой крестьянки с её молодым любовником. Побои мужа производят выкидыш и порождают жажду мести. Убийство мужа не только не решает проблемы, но, наоборот, окончательно отравляет её душу и губит страдалицу.
МХТ им. Чехова в рамках проекта «После революции» дал возможность поставить эскиз спектакля молодому режиссеру Андрею Гончарову. По сути, проект подразумевает быструю постановку неизвестного произведения писателя, написанного до 1930х годов. Быстрая — это значит, что режиссеру пришлось создать спектакль всего за десять дней.
«Эти семь-десять дней мы что-то придумывали. Я поделился идеей с актёрами и начал вместе с ними придумывать сцены. Это такой процесс, когда не знаешь, что куда пойдёт. Тем более, что актёров в проекте предлагает театр, и с ними приходится находить общий язык в течение десяти дней», — рассказал нам режиссер.
Андрей Гончаров — выпускник 2016 года питерского института сценических искусств. В Санкт-Петербурге он уже сотрудничал с БДТ им. Г.А. Товстоногова и «Этюд-театром» Санкт-Петербурга. Мы поинтересовались у режиссера, кто из именитых мастеров вдохновляет его творчество. «Я не могу назвать одного человека, — рассказал он нам, — Мне нравятся спектакли таких режиссеров, как Кирилл Серебренников и Юрий Бутусов. Мне кажется, что у них можно получить мощный заряд, не только театральный».
Влияние экстравагантных постановщиков, несомненно, прослеживается у Андрея Гончарова. Он соединяет несоединяемое — старую Русь и современную пластику, крестьянский язык рассказа и английский сплин песен Depeche Mode (буквально — Вестник мира моды), концертные костюмы и босые стопы героев. Это уже не крестьянский быт, а современный стильный взгляд на старую ушедшую Русь. Исполнительница главной роли Ольга Литвинова, конечно, никакая не крестьянка, а вполне типичный представитель интеллигенции XX века. Свободная в жестах и нравах дама.
Мужчины — герои Валерия Трошина и Александра Ливанова — тоже напрочь лишены крестьянского стиля. Да и одеты они в современные одежды с оголенными ногами (их брюки подвернуты). Современная пластика, быстрый ритм, дерзкие жесты. Не то ТОР-менеджеры, не то конферансье.
Начало спектакля обещало современную по стилю постановку, но конец оказался трогательным, свойственным духу русской литературы. Режиссер Андрей Гончаров признался, что он ставил акцент в постановке вовсе не на экстравагантность сцен, но на звучание темы: «Мне было важно музыкальное, ритмическое развитие. Пение, переходящее в прозаический, повествовательный текст, и, в конечном итоге, в тишину. Мы слушали много песен, но решили остановиться на Depeche Mode. Это ассоциативно близко к каким-то эпизодам и событиям, происходящим на сцене».