Спектакль Мадам Бовари театра им. Е. Вахтангова, официальная премьера которого состоится 22 марта 2018 года, подробно рассказал зрителям не только печальную судьбу самоубийцы из Нормандии, покинувшей бренный мир в 1840 годах, но и перипетии французского писателя-реалиста Гюстава Флобера, литературный дебют которого спровоцировал упреки в аморальности и жаркие судебные споры в 1857 году.
Довольно трудно начинать спектакль с негатива, особенно если ты любишь произведение и хочешь влюбить в него зрителей. Но режиссер спектакля Ольга Субботина смогла превратить суд в часть действия, использовав его как акцент на вполне христианской духовной линии романа. И драка адвокатов за и против Флобера выглядела также вполне повествовательно…
Во Франции Мадам Бовари – частый гость французской и бельгийской сцен. Её воплощениями занимаются театр Бастилии (Théâtre de la Bastille), Театр де Л’Иль Сен-Луи Поль Рей (Théâtre de l’Ile Saint-Louis Paul Rey), Театр Ромена Ролана (Théâtre Romain Rolland) и многие другие. Предложенное на сцене театра Вахтангова объединение романа и судебного процесса практикуется в Западной Европе, но в некоторых случаях буквально смешивается с текстом, стирая границы между общественной и частной жизнью.
Проблематика сосуществования супружеского долга и романтической страсти вряд ли покажется острой сегодняшнему зрителю, живущему в условиях свободы нравов. Сюжет прост – сельская девушка, начитавшаяся романтических книг, разочарована в браке и изменяет мужу. На кривой дорожке её затягивают пороки и злые люди доводят до самоубийства. К тому же, в зависимости от актёрского состава, зритель найдёт здесь два совершенно разных решения образа героини.
Эмму Бовари на сцене театра Вахтангова воплощают две актрисы – Анна Дубровская и Наталья Масич, обе играют превосходно. Режиссер, видимо, предоставила актрисам много свободы – первая в своей игре сделала акцент на чувственность и эротизм, вторая – на эмоциональность и трагизм.
Ольга Субботина устроила зрителям настоящее путешествие в XIX век, и постановка вахтанговцев по формату напоминает экскурсионный тур в прошлое, в буржуазный мир старой Франции. Это путешествие достигается эффектной сменой декораций, и даже передвижением зрителей, вслед за героиней переезжающих из одного зала в другой в первом акте.
Единственное, чего недостаёт в следовании за хронологией романа – это полноценной смены актёров, которым приходится играть разные роли на протяжении спектакля, что не всегда представляется оправданным с точки зрения воплощения образов. Мать здесь оказывается моложе сына, актёр зрелого возраста играет и школьника, и молодого человека, и зрелого мужа, что порой выглядит странновато. Но мы живём в то время, когда небольшой бюджет может ограничить замыслы создателей.
Создание романа потребовало от Гюстава Флобера 4.5 года тяжелого труда, а та кропотливость, с которой писатель-фанатик реалистического стиля подходил к тексту, вызывала улыбки. Поэтому даже самые радикальные постановщики привыкли щадить изящный текст Флобера, хотя и осовременивая до неприличия его сцены. Но надо отдать должное Мадам Бовари в театре Вахтангова – разработка сюжета здесь бережно обошлась не только с текстом, но и с образами героев. Даже суд и драка адвокатов оказались на высоте, не говоря уже о более тонких материях.