В Театре Вахтангова появились актуальные «Мёртвые души»

В Театре Вахтангова появились актуальные "Мёртвые души"

Ой, как давно надо было поставить пьесу Н.В. Гоголя «Мёртвые души», может быть, и во всех театрах России. Так, как звучит текст великого писателя сегодня, не звучит даже Манифест коммунистической партии. Должен сказать, что сидя в зале я обливался горькими слезами оттого, что текст гения русской литературы не заучивается сегодня наизусть не только школьниками, но и всеми гражданами нашей великой родины.

Вот, что значит классика. В ней слова и мысли на все времена и на всех мыслимых и немыслимых правителей в истории и мире: от Калигулы и Нерона до Николая I и Сталина, а далее по списку.

На протяжении всего просмотра, который длился почти три часа (пьеса смотрится на одном дыхании), спектакль много раз прерывался аплодисментами, громким хохотом и возгласами сопереживания. По моим подсчётам — 9 раз.

Я увидел этот спектакль как памфлет, как мягкую сатиру, буффонаду по жанру, на сегодняшнюю российскую действительность. Наиболее близкие аллюзии на сегодняшний день — это посещение Чичиковым Собакевича и весь эпизод с таможней. Особенно впечатлила находка авторов пьесы с исчезающей картиной великого русского живописца Шишкина «Медведи в лесу».

На мой взгляд, глубокий по своей философии и духовному трагизму монолог о копеечке — это осевая, ключевая идеологема, выдвинутая режиссером в качестве центральной.

Тема корыстолюбия, безграничной коррупции, тотальной безнравственности, аморальности и падения человеческого достоинства, которые высмеивались в эпоху Гоголя как язвы общества, есть главная постановочная идея пьесы и ключевой замысел авторов эпического полотна, увиденного нами на сцене великого храма Вахтангова.

Если во время жизни Гоголя поведение Чичикова, торговавшего ревизскими сказками, высмеивалось как редкая мошенническая придумка, то авторы современного сценария (по роману-поэме, как её называл сам Гоголь) преподнесли его как острую критику существующей атмосферы нынешнего этапа развития российского общества.

Владислав Гандрабура и Мария Аронова
Владислав Гандрабура и Мария Аронова

Что может быть хуже для страны, чем сочетание тотальной бездуховности и безнравственности с «торговлей несуществующими людьми», как это происходит в сегодняшней России? Ведь это прямое указание на острую демографическую проблему страны, которая всячески заглушается, затушевывается, замалчивается и выворачивается наизнанку. Не говоря о том, что уже несколько лет (а в последние два года особенно остро) ставится вопрос о несуществующих 147 миллионах жителей (по альтернативным источникам, в России проживают 68-80 миллионов жителей). Наше издание уже писало о дискуссии, которая идёт по поводу этих цифр.

Римас Туминас и руководство театра смело идёт навстречу правде, открывая глаза широкой аудитории на реальность, какой бы противоречивой она ни была. Ведь театр всегда — рупор истины, отражение существующих реалий. Даже если на сцене идут такие произведения как «Царь Эдип», повествующие о стародавних временах, страсти и переживания актуальны всегда.

Гений Гоголя плотно переплёлся здесь с гением Римаса Туминаса в страстном потоке, позволившем Владимиру Иванову, Максиму Обрезкову, Вячеславу Жукову, Сергею Землянскому, Александру Матвееву, Ольге Калявиной и другим гениальным участникам постановочной группы создать современный шедевр, равный первым постановкам «Мёртвых душ» на сцене Малого Театра, а затем и Александринки в Петербурге.

Мария Аронова в спектакле Мёртвые души
Мария Аронова в спектакле Мёртвые души

В новом спектакле всё производит сильное впечатление: от идеи, о чём я уже сказал, до игры актёров Марии Ароновой и Владислава Гандрабуры, которые сделали всё, чтобы реализовать глубокий замысел авторов идеи постановки, сконцентрировавшихся на главное острие философии Гоголя — на борьбе с безнравственностью и мошенничеством.

Филигранная игра Марии Ароновой и Владислава Гандрабуры — это ажурное кружево, вытканное мастерами сцены, которые хотели соответствовать гениальному тексту своей высокой игрой.

Особое внимание привлекли сценографические и костюмные находки. Костюмы, придуманные в стилизации автора произведения — Гоголя, удивительная находка Максима Обрезкова, который в очередной раз продемонстрировал свои чувство меры и чувство такта по отношению к классике.

На наш взгляд, получившийся спектакль равен своему классическому прототипу — произведению Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Мне кажется (это нужно высказать в виде обращения к Министерству культуры РФ), всех школьников в период прохождения ими произведения классика нужно водить на просмотр этой пьесы, чтобы сделать её той образцовой постановкой, которая наиболее полно, ёмко и ярко соответствует пониманию произведения сегодня.

Владислав Гандрабура в спектакле Мёртвые души
Владислав Гандрабура в спектакле Мёртвые души

Как же хочется обнять и прижать к груди авторов и участков спектакля в знак благодарности за подвиг, который они совершают благодаря своим талантам и профессиональным ресурсам, чтобы донести до широких масс всю истину, всю правду о сегодняшней жизни языком гениального Николая Васильевича Гоголя. Человека, который как никто после А.С. Пушкина понимал векторы и содержание развития русского общества, предвидя всё на века вперёд.

Премьера спектакля Мёртвые души в постановке Владимира Иванова в Театре им. Вахтангова
Премьера спектакля Мёртвые души в постановке Владимира Иванова в Театре им. Вахтангова
Владислав Гандрабура и Мария Аронова в постановке Мёртвых душ
Владислав Гандрабура и Мария Аронова в постановке Мёртвых душ
В постановке Мёртвых душ Владислав Гандрабура и Мария Аронова играют всех персонажей
В постановке Мёртвых душ Владислав Гандрабура и Мария Аронова играют всех персонажей
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку