Закрытие театрального сезона 2018/19 в МХТ им. Чехова ознаменовалось фееричной постановкой шекспировского «Венецианского купца», явившей нам неувядаемый гений английского драматурга и современный образец блестящей актёрской игры. После удачной премьеры спектакль вошёл в репертуар театра и в сентябре 2019 года снова будет доступен для зрителей.
Этот спектакль заставляет задуматься нас о самом важном: любви и ненависти, жестокости и милосердии. Он, как и положено современной постановке, высвечивает новые грани вечного шекспировского гения.
Завязка истории проста – молодой аристократ Бассанио, растративший свое состояние, обращается к своему другу – венецианскому купцу Антонию – за тремя тысячами дукатов, которые ему нужны для женитьбы на красивой и богатой Порции. Все наличные деньги Антонио в обороте, поэтому он помогает другу тем, что выступает его поручителем по векселю еврея-ростовщика Шейлока.
Якобы «шуточной» неустойкой за просрочку лихоимец вписывает в контракт не деньги, а фунт мяса из тела Антонио. Последний соглашается, хотя предложение о займе представлялось диким даже по тем временам – он уверен, что легко сможет погасить долг, посмеявшись над кровожадным ростовщиком, потому что ожидает скорого прибытия четырех кораблей с грузами. Но корабли задерживаются, а неустойку надо платить. Лишь благодаря находчивой Порции кровожадный сценарий проваливается — должники судятся и выигрывают дело. Ростовщик Шейлок в итоге проигрывает, и из ликующего ростовщика превращается в растоптанную жертву.
Здесь хочется обратить внимание на актёрские достижения, которыми так славен МХТ им. Чехова. Шейлок — конечно, чудовище, но мы из зрительного зала сострадаем ему, потому что видим в нём убитого горем человека, который сам себя разрушает. Исполнитель главной роли Сергей Валентинович Сосновский своей блестящей игрой учит нас быть милосердными к врагам своим.
На суде его Шейлок словно в горячке, он вне себя, потому что ненависть застилает ему глаза. Процентщику не нужны деньги – он жаждет крови и глух к призывам милосердия, его глаза застит страшное личное горе — единственная и любимая дочь бросает Шейлока, сбегая из дома с любовником, прихватив с собой отцовские деньги и драгоценности.
Отеческое горе Шейлока, с невероятной силой и талантом прожитое на сцене Сосновским, убеждает нас настолько, что мы сочувствуем этому злодею, сострадаем его горю отца, потерявшего дочь.
Каждый недостаток Шейлока в таком исполнении как будто имеет оборотную сторону, будит сопереживание. Да, может быть, ростовщик не идеален — но он имеет право на продолжение рода и на уважение со стороны детей. А бездумный волокита-избранник дочери Джессики — насмешка над образом жизни её отца, стремившегося копить, стяжать, экономить на всем. Да и дочь туда же — за один день спустила 80 дукатов — годовую аренду большой квартиры в центре Венеции – это верх беспутства! Но не только денег жаль Шейлоку, ведь дочь при разбрасывается святыми для него предметами. Кольцо – подарок его почившей, но все ещё обожаемой, жены – Джессика отдала за какую-то мартышку!
Точно и психологически верно Сосновский воплощает чувство обиды, горечи и постепенно разрастающегося костра ярости в душе Шейлока и то, как напалм злости выливается и на дочь, и на заклятого врага, попавшего в его путы.
Сам актер говорит о своей роли так: «Она меня очень сильно волновала. Хотя у меня самого дочь и сын выросли, слава Богу, но меня до сих пор волнует судьба моей дочки. И я бы не хотел, чтобы моя дочь меня так бросила и обманула, предала. Другое дело, что не всякий человек пойдет на отстаивание своей правды и правоты до такой степени, как пошел Шейлок. Не каждый человек из-за своих убеждений, принципов, устоев в понимании жизни будет переходить в крайности.
Я бы, Сергей Сосновский, не пошел в суд и не потребовал бы: «Дай мне фунт мяса, потому что подписал расписку, и поэтому я отрежу твою плоть во что бы то ни стало». Я бы даже не заявил об этом, отнесся бы к этому примерно так: «Ты не исполнил обещания, поэтому ты теперь для меня стал человеком, который не держит свое слово».
Я не стал бы доказывать своей правоты, но и Шейлок доказывает её не потому, что ущерб нанесен конкретно ему. Он делает это ради своего народа, ради своей нации, ради всего еврейства. Он идёт доказывать свою принципиальную позицию обществу, говоря ему: вы или признаете закон, если он есть закон, или вытираете о нас ноги. Но тогда признайте, что вы вытираете о нас ноги».
Единственный ли это пример отличной игры в этом спектакле? Отнюдь. Все хороши, и Артём Быстров в роли Антонио, и яркая игра Валерия Зазулина в роли шута и слуги Шейлока. Мы остались под большим впечатлением от спектакля и актёрской игры – и рекомендуем нашим читателям не пропустить этой работы мхатовцев в новом сезоне.