Режиссёр Хуго Эрикссен поставил в Театре Вахтангова знаменитую с 1920х годов в Европе пьесу революционера Георга Бюхнера «Войцек», которая предугадала ряд актуальных вопросов сегодняшнего дня: как слабые и социально незащищённые люди с тонкой внутренней организацией оказываются восприимчивы к презрению властей и одновременно экстремистским идеям, что им при этом грозит и, главное – кто виноват в охватывающем их безумии?
Современность вырастает из произведения, которому уже 200 лет – литературную основу Георг Бюхнер создал в первой половине XIX века. Оно описывает современное автору Гессенское герцогство и царящее в нём презрение к простому народу. Но оказалось, что в «Войцеке» молодой немецкий писатель и общественный деятель обозначил ростки, из которых вырастут две мировые войны XX века и проблемы наших дней.
Одно из реальных событий, легшее в основу произведения – «эксперименты с гороховой кашей» гессенского ученого Юстуса фон Либиха. Мыслитель-практик пытался выяснить, нельзя ли накормить армию и пролетариат более экономичным способом – с помощью богатых белком бобовых. Солдаты в этих экспериментах должны были три месяца есть гороховую кашу, и скоро начинали страдать галлюцинациями, теряли контроль над мышцами, включая сфинктер и позывы к мочеиспусканию. И в наши дни такое отравление часто встречается у бедняков в Бангладеш и Эфиопии, которые вынуждены жить на бобовой монодиете.
Роль доктора в «Войцеке» играет Евгений Князев. Поначалу блестящему актёру удаётся обмануть нас, показав эдакого чудака натуралиста-испытателя, но с каждой новой сценой из образа учёного вырастает всё большее и большее зло. В конце герой Князева превращается в настоящего фюрера, толкающего идеи Mein Kampf.
Евгений Князев воплощает в себе самое чёрное, сатанинское начало, нещадно бичуемое Бюхнером, а вслед за ним Хуго Эрикссеном. Его усы, облик и походка – всё это вызывает дрожь и говорит нам о том, кто перед нами. Тот, у кого нет ни сердца, ни жалости, ни ответственности перед людьми, которых он нивелирует до скотов и бахвалится этим.
Перед этим злодеянием меркнет то зло, которое совершил загнанный в угол главный герой – солдат Франц Войцек, находящийся на положении бессловесной скотины в обстановке бесконечного прессинга нужды, унижений и произвола окружающих. Под тяжестью этого внешнего ада он явно балансирует на грани нервного срыва и шизофрении, единственное, что удерживает его личность от распада – это любовь к проститутке Марии и её ребёнку, которого он усыновил. Когда же мир отнимает у Войцека последнее – её любовь, он убивает Марию и обретает ещё один ад – внутри себя.
Наше сердце сжимается от боли, когда мы видим полные ужаса глаза вахтанговского Войцека – Максима Севриновского. Боль нарастает в них от каждого испытанного унижения. Нам бесконечно жаль беднягу, когда этот маленький жалкий человечек с трудом сдерживается от подавления в себе мыслей и чувств. Севриновский даёт нам сигнал, что его герой едва терпит свои унижения, и единственное, что его удерживает от взрыва – это глубочайшая нежность к жене. К той грешнице, которую он «очистит», «обелит» своим преступлением.
Как считают исследователи, историческими прототипами стали несколько уголовных дел, главное из которых – убийство 46-летней вдовы Иоганны Кристианы Вуст, совершенное в 1821 году Иоганном Христианом Войцеком на почве ревности. Дело было очень громкое, общественность обсуждала, можно ли казнить невменяемого. Суд решил – казнить.
Другой вероятный прототип – случай 1816 года, когда подмастерье сапожника Иоганн Филипп Шнайдер убил человека, потому что не мог выплатить свои долги. После преступления Шнайдер вымыл руки, лицо, постирал одежу в озере и отправился в гостиницу. Нашел тело и вызвал полицию цирюльник.
Но насколько виноват Войцек, а насколько – те, которые довели его до сумасшествия? Насколько герой мог контролировать свои чувства и уповать в этом на помощь Божию?
Эти вопросы – это другой, наиболее важный пласт «Войцека» в Театре Вахтангова. Заниматься сценическим воплощением этой задачи пришлось актрисе Асе Домской – Марии, которая согрешила и ищет утешения в Слове Божьем – Библии.
Грешница сокрушается, что не чувствует присутствия Бога, не может молиться, не может обрести покоя. Подобно тому, как после прелюбодеяния с Вирсавией и убийства её мужа Урии царь Давид изливает свою боль и покаяние в 50-м псалме: «Помилуй меня, Боже, по великой милости твоей…», Мария просит: «Господи, ничего у тебя не прошу, сделай только, чтобы я могла молиться! (…) Спаситель! Я хотела бы помазать ноги твои благовониями!»
Это была блестящая сцена, которая очистила героиню и сделала её такой же жертвой в глазах зрителя, как и её убийцу – Войцека. Её, как и всю Германию, которую символизирует Мария.
Любопытно, что когда в межвоенный период Войцек был с энтузиазмом воспринят театральной критикой, у публики он нередко вызывал негодование. Случались массовые, а иногда и бурные протесты на премьерах. Хуго Эрикссен заверил нас, что те времена прошли. «Не думаю, что здравомыслящих людей в 21 веке что-то подобное способно возбудить», – сказал он. Но дискуссионности такой сильный спектакль не избежит.
Георгу Бюхнеру было всего 23 года, когда он покинул этот мир. Писатель, который мог стать вровень с Шиллером и Гёте, умер от тифа 19 февраля 1837 года в Цюрихе, неделей позже нашего Пушкина.
Лозунгом его публицистической работы был «Мир хижинам! Война дворцам!», а основной идеей – сравнение социального устройства в герцогстве Гессенском с «альтернативной» (антихристианской) историей сотворения мира, согласно которой крестьяне и ремесленники созданы на пятый, а не на шестой день и, следовательно, они считаются животными, которыми могут управлять люди – князья и вельможи. Бюхнер призывал людей бороться с этим, и только побег во Францию уберег его от тюрьмы и смерти в застенках.
Эрикссен ограничивается красноречивым историческим контекстом – фашизмом, который, по его словам, поднимает голову в сегодняшней Европе. Но он, сам того не осознавая, говорит о нас, о России, апеллируя к тем, кто считает народ быдлом и говорит об этом во всеуслышание. Поэтому мы убеждены, что «Войцек» будет иметь огромный успех и длинную сценическую жизнь в нашей стране, не только за счёт звёздного актёрского состава и потрясающей режиссуры, но и актуальности.