Любое творение режиссера и руководителя театра «Модерн» Юрия Грымова – это всегда оригинальный взгляд на вещи, украшенный какой-нибудь неожиданной творческой находкой. В своей новой театральной постановке «Война и мир» по одноименному роману Льва Толстого он остается верен себе – взятая в разработку тема патриотизма здесь выглядит свежо, без какого бы то ни было нафталина или пошлой пропаганды. Уверяю вас, скучать вам не придется.
Новая театральная постановка романа-эпопеи Толстого имеет поистине эпический размах, что, казалось бы, невозможно реализовать на такой относительно небольшой сцене. Но фантастическая работа со светом и интересные хореографические ходы создают впечатление, что мы сидим и смотрим 3D-фильм на широком экране с эффектом присутствия.
Отдельного слова заслуживают великолепные костюмы эпохи Великой отечественной войны 1812 года, которых было пошито более четырёх сотен.
Третье, и не последнее, достоинство спектакля – это звуковое и музыкальное оформление. Сцены войны, звуки выстрелов, летящей картечи разрыва пушечных ядер настолько реальны, что вы ощущаете их не только ушами, но и всем телом. Вы оказываетесь в центре ада, со всеми «прелестями» войны. От разрывов под вами сотрясается кресло. Вы понимаете, что война – это ужас, где люди стремятся сначала выжить, а уже потом победить. Потому что в любую секунду вас может убить или так покалечить, что вы пожалеете, что не умерли.
Органично в сценическое действие вплетено хоровое пение — Грымов пригласил в постановку знаменитый академический хор им. Свешникова. Какие голоса и какое творческое решение! В какой-то момент Вы перестаете понимать, кто из действующих лиц на сцене актер, а кто — певец. Вам представляется, что все актеры поют, и поют на высоком профессиональном уровне.
То, что поют и играют в спектакле — это классические произведения Бортнянского, Свиридова, Чеснокова, Россини и Моцарта, эпизоды народных песен и современная инструментальная музыка. Но это отнюдь не красивое сопровождение действа — музыка несёт в себе отдельный смысл. В том числе, она воссоздаёт в глазах зрителя масонские сцены, рассказывая об этом тёмном начале и предостерегая от него. Не всегда мы понимаем истинную сущность произведений — Бортнянский, например, писал музыку для собрания лож. Самое известное из его подобных произведений — «Коль славен наш Господь в Сионе». Знакомство с неожиданным значением музыкальных произведений создаёт уникальную ценность нового прочтения «Войны и мира».
Решение массовых сцен также заслуживает отдельной похвалы. Перед вашим взором проходят многотысячные вереницы эвакуируемых мирных граждан, солдат и подвод продовольствия, тысячи пленных, тысячи раненных, лежат тысячи погибших. Не всякий крупнобюджетный кинематограф способен достичь такого эффекта.
Но это только внешние эффекты и внешнее великолепие отличной постановки. Есть здесь и драматическое действие, и актёрская игра, и глубокие идеи.
Рассказывая о замысле спектакля, Юрий Грымов говорит: «У нас в подзаголовке написано «Русский Пьер». Потому что мне кажется, что Толстой писал о том, как Пьер превращается в Петра Кирилловича. Он становится русским патриотом, будучи масоном. Человек, который боготворил Наполеона, потом был готов убить Наполеона. Это называется преображением. Пьер преобразился. Через что? К сожалению, через боль, через страдания народа.
Почему выбрана именно эта линия? Наверное, она связана со мной. Я считаю, что нельзя делать искусство не от себя, не про себя. Это утопия, этого не может быть. Я тоже западник, и чем больше я живу, чем старше становлюсь, меняю отношение к русской культуре. Я помню свои настроения в 16 лет, когда я, может быть, не очень хорошо относился к происходящему, не с такой любовью к нашей культуре, как сейчас. Поэтому этот спектакль про меня — человека, который по-другому относится к России, к своей Родине.
Отчасти, эта постановка – это реакция на то, что я часто слышу разговоры о войне в СМИ. Война, война,… Может быть вы видели машины со стикером «Можем повторить»? Это очень стыдно, потому что те люди, которые так пишут или говорят, воевать не будут и ничего не знают об этом.
Для меня было важно показать, что во время мира все хотят воевать, во время войны все хотят жить в мире. И на войне люди не хотят победить. Это Гитлер хотел победить, а люди хотят мира. Поэтому во время войны происходит мир и все проблемы, житейские ситуации, финансовые неурядицы уходят. Весь миропорядок нарушается и становится совсем другим. И я уверен, что вы это увидите у нас. Война – и всё по-другому и все становятся равными. И сцена Коротаева с Пьером Безуховым. «Теперь мы барин с тобой два каторжника». Барин и простой солдат уравниваются, люди говорят о мире, духовности…».
Вот этот творческий замысел, обозначенный творцом, с нашей точки зрения, был успешно реализован. С необычайной глубиной и зрелищностью.
И Грымов не был бы Грымовым, если бы помимо собственно постановки не удивил бы нас ещё чем-то. Не раскрывая секретов, скажем только – готовьтесь к приятным сюрпризам в антрактах.