Темнота. Тишина. Вспыхивают направленные в зал софиты. Зрители делают непроизвольное движение рукой в попытке спрятаться от слепящего света, и раздаётся пронзительный звук щёлкающего фотоаппарата… Выхваченные незримым оператором судьбы обычных людей обнажаются в этот вечер на сцене Театра им. Моссовета. Здесь дают «Жестокие игры» Алексея Арбузова в постановке Евгения Марчелли.
«All I need is your love tonight» (Все, что мне нужно, это твоя любовь сегодня вечером), – пронзительным лейтмотивом звучит песня группы Shouse. Спектакль посвящён жажде любви.
Арбузов написал «Жестокие игры» в 70 лет. В этой пьесе, как свидетельствуют его дети, отразились непростые перипетии судьбы драматурга и его родных, случившиеся 12-ю годами ранее, когда на развод подала его третья жена – Анна Богачёва, прожившая с ним 30 лет.
Алексей Николаевич частенько ходил «налево» и «подвиги» свои почти не скрывал, поэтому в какой-то момент терпение оскорбленной женщины лопнуло…«Мы все очень болезненно восприняли уход отца, – вспоминает его младший сын Кирилл в интервью газете «Север Столицы». – Я в это время почти перестал с ним общаться, один раз я встретил его с новой женой, актрисой Ленкома Маргаритой Лифановой – и отвернулся. Он тоже сильно переживал, отражение этого можно найти в пьесе «Жестокие игры».
В последних пьесах отца, включая эту, Кирилл Арбузов видит что-то похожее на «самобичевание» и «попытку расплатиться за свои ошибки…». «В конце жизни – его не стало в 1986 году – отец просил прощения у мамы, – рассказывает он. – Она ответила, что он ни в чем перед ней не виноват».
Поняли и простили ли дети своих родителей — об этом семейная история драматурга умалчивает, но в своей пьесе Арбузов надеется на это. Не ради себя, а ради самих детей.
Несмотря на автобиографичность, ни в спектакле, ни в пьесе вы не увидите документальных цитат. Ведь эта история – притча. Арбузов присутствует в каждом из героев так же, как обнаружит себя в них любой другой зритель в зале. На это намекает нам режиссёр, чередуя «фотосъемку зала» и сцены действия.
Нельзя не заметить в этой истории отсылки к сказке Андерсена о Снежной королеве. Автор как бы говорит, что несчастье, случившееся с Каем, часто случается и в наше время, только злыми чародеями для наших близких оказываемся мы сами.
«Жестокие игры» вполне можно было бы поставить на камерных подмостках, и пьеса органично смотрелась бы там. Но режиссёр решил воспользоваться контрастом масштабов человека и огромного сценического пространства основного зала, чтобы дать зрителю в полной мере прочувствовать оставленность героев, их крохотность и хрупкость в этом мире. Почувствовать ледяной холод, сковавший сердца людей.
Действие пьесы происходит в огромной квартире-студии с циклопическими осветительными софтбоксами и гигантским фоном для портретной съемки. Здесь живет 20-летний фотограф – Кай Леонидов. Многие подумают: «золотой» мальчик в московской квартире, в средствах не стеснён (мать из-за границы присылает), ничем особо не занят, ищет себя в творчестве… Но то, что для одних золото, для других тлен.
«Какие мы были счастливые в детстве. Под елкой всегда лежали подарки… и отец показывал фокусы… и мама пела… Они так любили друг друга. И все было разрушено в один день! И когда она уехала, отец поглядел на меня и сказал: «Ты похож на свою мать, погляди в зеркало – точная копия!». И он отшвырнул меня в угол», – вспоминает уход мамы и развод родителей «счастливец», оставленный ими.
Единственной ниточкой, связывающей Кая с родными, были письма матери. «А я так любил письма, написанные ее рукой… Я по буквам догадывался, что она думает… угадывал ее желания…». Но затем письма стали приходить напечатанными на машинке, в них «все гладко… без ошибок!»
В ожидании чуда двери квартиры героя всегда открыты. Сюда заходит любой, кто хочет. Чуда ждут и его друзья – Никита и Терентий, у каждого из которых свои проблемы в семье.
У Никиты – победителя математических олимпиад, водных дорожек и девушек, большая семья: «Они души во мне не чаяли бы, если у них было на это свободное время. С детства был предназначен на первые роли! Я и тени сомнения у них не вызывал – настолько они были заняты собой».
Никита живет в предчувствии и надежде, что кто-то придет, явится, возникнет… и он поделится с ним своими победами. Но никто не появляется, а мальчик разбивает одно девичье сердце за другим.
Терентий тоже играет в свою игру. Когда-то он был затравленным ребенком, убегавшим от своего свирепого отца. Сидел на топчанчике, страждущий тепла и любви, но теперь он сам держит в чёрном теле своего постаревшего и раскаявшегося родителя, мстя ему за свои детские унижения.
Выберутся ли герои из своих лабиринтов, какую роль сыграет в их жизни незнакомка, появившаяся на пороге квартиры, вы узнаете, посмотрев спектакль. Я же хочу заметить, что режиссёр очень бережно отнесся к авторскому тексту, опустив какие-то приметы советского бытования и добавив черты современности – короткие штаны, колоритные пуховики и дождевики, акционизм и, конечно, музыку. Но за всеми весёлыми фильтрами TikTok-а и Instagram-а, которыми так увлечены наши дети, просвечивают всё те же люди и те же вечные темы.
В новой постановке в ролях юных героев очень выигрышно смотрятся молодые актеры: Митя Фёдоров (Кай), Нил Кропалов (Никита), Иван Расторгуев (Терентий), Антон Аносов (Михаил) и Екатерина Девкина (Неля). Гармоничный ансамбль им составляют заслуженные мастера – Лариса Кузнецова, Андрей Межулис, Виталий Кищенко, Александр Яцко и Ирина Климова. Небольшие, но яркие роли играют также Дарья Таран и Дарья Емельянова.