22 июня 2016 года, в память годовщины начала Великой Отечественной войны, театр Содружество актёров Таганки сыграл спектакль «Четыре тоста за победу» Народного артиста России Николая Николаевича Губенко. Постановка, впервые осуществлённая в 1995 году как «День победы», до сих пор глубоко трогает зрителя и воскрешает в его сознании эту общенародную беду и победу русского духа.
Именно с этой работы, демонстрирующей духовную основу театра «Содружество актёров Таганки» — высочайший профессионализм, любовь к Отечеству и нравственность – мы начнём серию публикаций о крепости традиций русского театра.
«Изначально в традиции русского национального театра укоренился пафос патриотизма, любви к Отчизне-матери», — пишет искусствовед М.Н. Любомудров. «Он (театр – прим. редакции), конечно, произошёл не от потех, исполненных «конечного стыда», а от театра «школьного», возникшего и развившегося в России при духовных учебных заведениях в первой половине XVIII века. И эстетика русской сцены тесно связана с его нравственными, духовными основами».
Стихи, песни и кинокадры военных лет, на которых основан спектакль – вроде бы сегодня этого много повсюду, люди от мала до велика цепляют георгиевские ленточки к своим сумкам и вешают их на кофты. Но основные уроки войны забыты. Её смысл тщательно размывается и уходит в гламур. Постановка Содружества передаёт именно основное, будит в нас память предков, сражавшихся за Родину.
Всё, что происходит на сцене, полностью совпадает с воспоминаниями моей бабушки, которая трудилась на оборону Москвы и из горестей войны вынесла силу духа и жажду жизни. И те страшные 5 лет, и голодные годы после войны они продолжали жить. «Лишь бы не было войны», — твердит это поколение.
Пересказать поэтические и музыкальные миниатюры нельзя. Кадры киносъёмки тоже не в состоянии передать особый дух военных лет постановки и отклик на него зрителя. «Четыре тоста за победу» нужно видеть из зала.