14 сентября 2016 года открылся 45 сезон Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского. 13 сентября 2016 года директор театра Олег Михайлов и его главный режиссер Михаил Кисляров рассказали о том, чем живёт театр и каковы его планы на предстоящий театральный сезон.
Важным и во всех смыслах значительным событием стала премьера и спектакль-открытие музыкального театра – опера Н.А. Римского-Корсакова «Сервилия», повествующая о доблестных христианах Римской Империи, испытывающих гонения за свою веру в языческие времена. Эта редко исполняемая опера великого русского композитора была поставлена музыкальным руководителем театра Геннадием Рождественским, возродившим эту постановку в античном блеске декораций и духовном христианском смысле. Для «Сервилии» театр полностью преобразил зал, придав ему вид античного театра.
Приношение театра к 110-летию Д.Д. Шостаковича – опера «Нос» в постановке Б. Покровского (23 сентября) и «Мракобесы. симфония отчаяния» в постановке М. Кислярова (25 и 27 сентября), о премьере которой мы писали: «В театре Покровского состоялась премьера Мракобесов«.
26 октября в рамках фестиваля «Видеть музыку» пройдёт постановка оперы Л. Яначека «Лиса-плутовка».
125-летие С. Прокофьева будет отмечено возобновлением детского спектакля «Петя и волк» в постановке Б. Покровского (03 и 04 декабря 2016 года).
17 и 18 декабря 2016 года в театре ожидается ещё одна яркая премьера – «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка в редакции Г. Берлиоза, постановка Г. Рождественского и М. Кислярова.
В январе 2017 года пройдёт Фестиваль спектаклей Б. Покровского, а в марте состоится премьера оперы «Милосердие Тита» В.А. Моцарта (постановка И. Солженицына и М. Кислярова).
Так, в нелёгкое экономическое время для культурных программ вообще и для театра в частности, театр не только нашёл в себе силы сохранить труппу, но и реализовать ряд смелых проектов, которые, на наш взгляд, представляют сегодня необходимую для российского культурного общества пищу для размышлений и осмыслений. О смыслах и о хлебе насущном театра культурно-политический журнал «Э Вести» расспросил его директора, Олега Станиславовича Михайлова.
ЭВ: Олег Станиславович, наших музыкантов всегда с большим удовольствием принимают за границей, а правительство работает в экспортном направлении – создаётся экспортный центр. Вас это коснется?
Михайлов О.: Пока это нас не очень касается. Мы выезжаем, но не так часто, как раньше.
Вы знаете, с точки зрения возможности заработать, сейчас гораздо проще заработать именно в России. Министерство Культуры создало Федеральный Гастрольный Центр для поддержки гастрольной деятельности, мы с ним очень дружим. Вот уже третий год мы будем ездить по России. Первыми городами гастролей были Казань и Йошкар-Ола, в этом году мы ездили в Крым, где были большие гастроли в четырех городах. На следующий год в планах Нижний Новгород, Калининград.
Нас приглашают за рубеж, но для них вывести 100-110 человек – дорого, потому что там тоже не все хорошо с финансированием. У нас как правило получается одна гастрольная поездка за границу в сезон. Каждый год мы ездим на Брукнеровский фестиваль в Линц, в Австрию. Там нас любят, мы чувствуем себя как дома. И этого вполне достаточно, потому что сейчас у нас большая нагрузка в Москве – в среднем 5 премьер в сезон, и каких!Новые декорации Вы уже видели – от привычного облика зала ничего не осталось, все ряды вынесены, построен амфитеатр…
ЭВ: Постановка «Сервилии» — это возврат к Римской эпохе, и сегодня идея античности витает и вдохновляет многих художников: вот в Пушкинском Музее выставка Леона Стейнмеца, Кошляков в Музее импрессионизма сделал «Элизии». Конечно, мы изначально вдохновлены античной философией, но в связи с чем обратились к Римской проблематике Вы?
Михайлов О.: Это идея нашего музыкального руководителя Геннадия Николаевича Рождественского. Опера Римского-Корсакова «Сервилия» была совсем неизвестна, только сложная, очень красивая, «шлягерная» ария Сервилии иногда появлялась в концертах. И Геннадий Николаевич захотел возродить эту оперу, вернуть нам один из шедевров Римского-Корсакова. К его юбилею мы выпустили этот спектакль, а еще сделали фондовую запись с нашими оркестром и солистами. Запись будет готова к концу сентября, мы выпустим диск.
И спасибо Геннадию Николаевичу, что он находит такие вещи и вынимает их как жемчужины из раковины. «Сервилия» пользуется огромным успехом.
ЭВ: Нужно ли нам сейчас, на Ваш взгляд, понимать римскую и греческую античность, это для нас сейчас имеет актуальность?
Михайлов О.: Я думаю, что да. Во-первых, с точки зрения эстетики – это эталон красоты. Во-вторых, здесь есть философия, уважение к тем истокам, где все зародилось. Лосева молодёжь читать, возможно, не будет, но, по крайней мере, зарождением христианства они заинтересуются. Я вижу, что многие в антракте ищут в поисковике, кто такая Сервилия. Это приятно, потому что без истоков мы есть ничто и никто. К истокам надо уважительно относиться и обращаться по мере возможности.
ЭВ: Кстати об античности и театре. Театральное искусство – издревле государственное по финансированию и аристократическое по созданию и духу. Потому что в древней Греции для народа представления были бесплатны, государство брало на себя финансирование, но создавать спектакли могли только аристократы и только граждане. И понимание этого, что народу это необходимо, изначально должно быть и у государства, и у власть и деньги имущих. Если мы вот такую параллель сделаем с античностью: как Вы считаете, сейчас есть такое понимание, и закон о меценатстве — это необходимая законодательно вещь?
Михайлов О.: Мы надеемся, что закон о меценатстве, о котором говорят уже лет 6, будет принят, и принят в правильном направлении, чтобы помогать финансированию конкретной продукции. Театр должен при этом сделать творческий бизнес-план, доказать, что эта постановка интересна и нужна, в первую очередь, зрителю.
Я считаю, что надо снимать часть нагрузки с государства. Когда государство дает определенные финансы на жизнеобеспечение театра, оно подходит с точки зрения арифметики. Высчитывается количество зрителей, содержание здания, какая труппа, какое обслуживание и это все напоминает арифметику больше, нежели творческий процесс.
Меценат, если он будет давать деньги – то на конкретную продукцию. Театр должен будет доказывать необходимость этой постановки, и степень ответственности за выпускаемый спектакль будет высока. Все пойдёт на благо зрителя, который будет видеть более качественную продукцию, качественную музыку, качественное исполнение, потому что возникнет другой спрос. Конечно, хорошо, если у театров появятся дополнительные средства, я считаю, такой закон необходим.