В Музыкальном театре Покровского начался 45 сезон

Pokrovsky theatre opens 45 season

14 сентября 2016 года открылся 45 сезон Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского. 13 сентября 2016 года директор театра Олег Михайлов и его главный режиссер Михаил Кисляров рассказали о том, чем живёт театр и каковы его планы на предстоящий театральный сезон.

Важным и во всех смыслах значительным событием стала премьера и спектакль-открытие музыкального театра – опера Н.А. Римского-Корсакова «Сервилия», повествующая о доблестных христианах Римской Империи, испытывающих гонения за свою веру в языческие времена. Эта редко исполняемая опера великого русского композитора была поставлена музыкальным руководителем театра Геннадием Рождественским, возродившим эту постановку в античном блеске декораций и духовном христианском смысле. Для «Сервилии» театр полностью преобразил зал, придав ему вид античного театра.

Приношение театра к 110-летию Д.Д. Шостаковича – опера «Нос» в постановке Б. Покровского (23 сентября) и «Мракобесы. симфония отчаяния» в постановке М. Кислярова (25 и 27 сентября), о премьере которой мы писали: «В театре Покровского состоялась премьера Мракобесов«.

26 октября в рамках фестиваля «Видеть музыку» пройдёт постановка оперы Л. Яначека «Лиса-плутовка».

125-летие С. Прокофьева будет отмечено возобновлением детского спектакля «Петя и волк» в постановке Б. Покровского (03 и 04 декабря 2016 года).

17 и 18 декабря 2016 года в театре ожидается ещё одна яркая премьера – «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка в редакции Г. Берлиоза, постановка Г. Рождественского и М. Кислярова.

В январе 2017 года пройдёт Фестиваль спектаклей Б. Покровского, а в марте состоится премьера оперы «Милосердие Тита» В.А. Моцарта (постановка И. Солженицына и М. Кислярова).

Олег Михайлов и Михаил Кисляров на открытии 45 сезона в Музыкальном театре Б. Покровского
Олег Михайлов и Михаил Кисляров на открытии 45 сезона в Музыкальном театре Б. Покровского

Так, в нелёгкое экономическое время для культурных программ вообще и для театра в частности, театр не только нашёл в себе силы сохранить труппу, но и реализовать ряд смелых проектов, которые, на наш взгляд, представляют сегодня необходимую для российского культурного общества пищу для размышлений и осмыслений. О смыслах и о хлебе насущном театра культурно-политический журнал «Э Вести» расспросил его директора, Олега Станиславовича Михайлова.

ЭВ: Олег Станиславович, наших музыкантов всегда с большим удовольствием принимают за границей, а правительство работает в экспортном направлении – создаётся экспортный центр. Вас это коснется?

Михайлов О.: Пока это нас не очень касается. Мы выезжаем, но не так часто, как раньше.

Вы знаете, с точки зрения возможности заработать, сейчас гораздо проще заработать именно в России. Министерство Культуры создало Федеральный Гастрольный Центр для поддержки гастрольной деятельности, мы с ним очень дружим. Вот уже третий год мы будем ездить по России. Первыми городами гастролей были Казань и Йошкар-Ола, в этом году мы ездили в Крым, где были большие гастроли в четырех городах. На следующий год в планах Нижний Новгород, Калининград.

Нас приглашают за рубеж, но для них вывести 100-110 человек – дорого, потому что там тоже не все хорошо с финансированием. У нас как правило получается одна гастрольная поездка за границу в сезон. Каждый год мы ездим на Брукнеровский фестиваль в Линц, в Австрию. Там нас любят, мы чувствуем себя как дома. И этого вполне достаточно, потому что сейчас у нас большая нагрузка в Москве – в среднем 5 премьер в сезон, и каких!Новые декорации Вы уже видели – от привычного облика зала ничего не осталось, все ряды вынесены, построен амфитеатр…

ЭВ: Постановка «Сервилии» — это возврат к Римской эпохе, и сегодня идея античности витает и вдохновляет многих художников: вот в Пушкинском Музее выставка Леона Стейнмеца, Кошляков в Музее импрессионизма сделал «Элизии». Конечно, мы изначально вдохновлены античной философией, но в связи с чем обратились к Римской проблематике Вы?

Михайлов О.: Это идея нашего музыкального руководителя Геннадия Николаевича Рождественского. Опера Римского-Корсакова «Сервилия» была совсем неизвестна, только сложная, очень красивая, «шлягерная» ария Сервилии иногда появлялась в концертах. И Геннадий Николаевич захотел возродить эту оперу, вернуть нам один из шедевров Римского-Корсакова. К его юбилею мы выпустили этот спектакль, а еще сделали фондовую запись с нашими оркестром и солистами. Запись будет готова к концу сентября, мы выпустим диск.

И спасибо Геннадию Николаевичу, что он находит такие вещи и вынимает их как жемчужины из раковины. «Сервилия» пользуется огромным успехом.

ЭВ: Нужно ли нам сейчас, на Ваш взгляд, понимать римскую и греческую античность, это для нас сейчас имеет актуальность?

Михайлов О.:  Я думаю, что да. Во-первых, с точки зрения эстетики – это эталон красоты. Во-вторых, здесь есть философия, уважение к тем истокам, где все зародилось. Лосева молодёжь читать, возможно, не будет, но, по крайней мере, зарождением христианства они заинтересуются. Я вижу, что многие в антракте ищут в поисковике, кто такая Сервилия. Это приятно, потому что без истоков мы есть ничто и никто. К истокам надо уважительно относиться и обращаться по мере возможности.

ЭВ: Кстати об античности и театре. Театральное искусство – издревле государственное по финансированию и аристократическое по созданию и духу. Потому что в древней Греции для народа представления были бесплатны, государство брало на себя финансирование, но создавать спектакли могли только аристократы и только граждане. И понимание этого, что народу это необходимо, изначально должно быть и у государства, и у власть и деньги имущих. Если мы вот такую параллель сделаем с античностью: как Вы считаете, сейчас есть такое понимание, и закон о меценатстве — это необходимая законодательно вещь?

Михайлов О.: Мы надеемся, что закон о меценатстве, о котором говорят уже лет 6, будет принят, и принят в правильном направлении, чтобы помогать финансированию конкретной продукции. Театр должен при этом сделать творческий бизнес-план, доказать, что эта постановка интересна и нужна, в первую очередь, зрителю.

Я считаю, что надо снимать часть нагрузки с государства. Когда государство дает определенные финансы на жизнеобеспечение театра, оно подходит с точки зрения арифметики. Высчитывается количество зрителей, содержание здания, какая труппа, какое обслуживание и это все напоминает арифметику больше, нежели творческий процесс.

Меценат, если он будет давать деньги – то на конкретную продукцию. Театр должен будет доказывать необходимость этой постановки, и степень ответственности за выпускаемый спектакль будет высока. Все пойдёт на благо зрителя, который будет видеть более качественную продукцию, качественную музыку, качественное исполнение, потому что возникнет другой спрос. Конечно, хорошо, если у театров появятся дополнительные средства, я считаю, такой закон необходим. 

Поделиться с друзьями
Subscription