В каком бы спектакле ни играла актриса Анастасия Светлова, – это всегда будет выигрыш! – говорят поклонники; «Она может сыграть всё!»
Вот и снова она покорила зрителей новой ролью в ансамбле с замечательными партнёрами-артистами театра «Кашемир». Премьерный спектакль «Без Есенина» в постановке режиссёра Дмитрия Сердюка, по сценарию драматурга Влада Васюхина, прошёл 1 ноября в «Театральном центре на страстном» и, по отзывам женской половины зрителей, он поразил их «в самое сердце»!
И, хотя, всё действие происходит в одном номере гостиницы в Ялте, без главного героя – Сергея Есенина, – вокруг его незримого присутствия кипят неугасающие страсти с их отчаянием и надеждой, с верой и неверием, звучат бурные и безжалостные разногласия между близкими людьми, и непристанно повторяются попытки найти какой-то выход там, где его нет. И всё же «свет во тьме светит»! И свет остаётся…
В своей исповедальности, внутренний мир выдающейся танцовщицы 20-го столетия Айседоры Дункан – жены гениального русского поэта Сергея Есенина, – в исполнении Заслуженной артистки России – Анастасии Светловой, похож на неутихающее море любви; оно играет и переливается всеми красками эмоциональных переживаний, с их приливами и отливами… Бурные порывы от ада до рая здесь яркие и пронзительные(!). На сцене, в обстановке дружеского общения, разворачивается настоящая древнегреческая трагедия души женщины, которая оставлена, но любит самозабвенно и всепрощающе. Готовая к любой жертве ради нерасставания с мужем-возлюбленным, (с которым их гармония, увы, была невозможна), – она возрождает сама себя, словно феникс, – огнём Иллюзии!
Харизма Анастасии Светловой в образе «божественной» Айседоры, кажется бездонной, – настолько она очаровательна, изменчива, выразительна, искренна и захватывающе убедительна! Её способность к отождествлению – тайна Божьего дара и личности, а вдохновенная игра с пониманием, о чём, – повод всмотреться в мир и в самих себя.
По просьбе читателей Э-Вести мы расспросили талантливую актрису, как ей удалось создать такой яркий и притягательный образ Айседоры и её любви с Есениным.
ЭВ: Анастасия, в чём, на Ваш взгляд, секрет любви до смерти самых разных женщин к Есенину? Что их так привлекало?
Анастасия Светлова: Его энергия! Мощная, харизматичная мужская энергия. Есенин «сорви-голова», шаровая молния, непокорный, неукротимый блондин с голубыми глазами! А это так притягательно для женщин! Да и сама Дункан, была наделена не менее пылким характером, с её ирландским упрямством. В этом они были безупречно схожи!
Но отношения, где разница в возрасте в 18 лет, не в пользу женщины — уже обречены на разрыв, ибо мужчина всегда в поиске чего-то посвежее, это в их природе! Между ними кипели африканские страсти, ревность, и в жизни и творчестве! Есенин длительно не задерживался ни с одной женщиной, он всегда искал какого-то нового огня! Он бунтовал, искал обновления, как многие мужчины! Есенин сам был огонь, все женщины слетались на это опаляющее, прекрасное пламя, сгорая как мотыльки.
ЭВ: Почему он ушёл от Дункан, если они «равносущи»?
Анастасия Светлова: Разве можно ответить на этот вопрос? Если бы они продолжали жить вместе, они бы оба сгорели, спалили друг друга своими страстями, выяснениями отношений, соперничеством. Это была лишь иллюзия гармонии и счастья, которое было так кратковременно. Люди, которые схожи энергиями, они как правило, не уживаются вместе, обязательно должен быть плюс-минус. Один дополняет другого человека, принимает, покоряется, способен быть терпимее, а два вулкана просто сжигают друг друга.
ЭВ: Почему же бежала не она?
Анастасия Светлова: Потому что она – женщина! А женщины чаще живут надеждой, верой, что – это, – вот та самая любовь, не осознавая, что это, придуманный образ, иллюзия про которую и поставлен спектакль. Мы живём в наших иллюзиях, так спокойней, надёжней, комфортней… Реальность принять порой невыносимо трудно, – сами себя уговариваем, наслаждаемся тем, что представляем, обманываем себя и других, придумываем какой-то песочный мир… На самом же деле, в жизни всё гораздо прозаичнее и жёстче!
ЭВ: В спектакле «Без Есенина» иллюзия Дункан в том, что она постоянно ждала его? Верила, что он приедет к ней Крым?
Анастасия Светлова: Конечно! Она верила, что нужна ему, даже тогда, когда узнала, что он живёт с другой. Она не могла жить без этой веры! Не могла жить без любви и света в душе, вопреки всему. Дункан обладала неистовым жизнелюбием! Пережила смерть троих детей, не потеряла смысл жизни! Воспитывала, поднимала удочерённых воспитанниц своей танцевальной школы, выводила их в жизнь, обучая профессии. Она – человек, одержимо любящий жизнь во всех её проявлениях, жертвенный, отдающий! Должно быть Айседора возрождалась в этой самоотдаче, как феникс, сквозь все трагедии, через любовь к профессии, детям, любовь к мужчине, к России!
ЭВ: Но Есенин тоже любил жизнь, друзей, природу, женщин, Родину! Почему у него не получилось стать «фениксом»?
Анастасия Светлова: Есенин был бунтарь! Он прожигал свою жизнь, свой дар. Ему всего было мало.
ЭВ: Вы играли Айседору так подлинно! Через себя! Что в ней Вам дороже всего?
Анастасия Светлова: Всё! Мы с ней очень похожи, по сути, женской природе, по отношению к жизни, к семье, к детям… Я ценю в ней преданность, любовь к жизни, жажду жизни, страсть, одержимую любовь ко всему прекрасному, к профессии, её энергию!
Хореография её танцев была простой и даже наивной. Судя, по сохранившимся редким записям, это напоминало скорее какие-то «припрыжки», взмахи, изгибы, пробежки. Была в ней неподдельная энергетическая сила, наполненность, глубина и необычайная заразительность, которая восхищала всех, притягивала магнитом, сражало наповал! Её естественность выражала саму себя, открытость, искренность, откровенность! Её сковывала любая искусственность. Она не любила балет. Ей необходима была свобода в движении.
ЭВ: Её жизнь напоминает древнегреческую трагедию по драматизму событий и своему финалу. А в их, подобной друг другу смерти, с Есениным, Вы видите что-то мистическое?
Анастасия Светлова: Да, конечно. Ощущение, что даже их смерть, была как будто театрализована… Будто написанный сценарий, триллер. Обречённость в том, как погибли все дети, её собственная смерть, и Есенин… Чудовищный уход из жизни великих людей. Какая-то странная предначертанность судьбой, рок…
ЭВ: Из всех Ваших ролей, какая самая близкая?
Анастасия Светлова: Сегодня это – Айседора. Я восхищаюсь её силой духа!
Беседовала Нина Яхонтова