Было время, когда Малый театр называли «Театром Островского». Драматург написал для него 48 пьес, каждую из которых если и не готовил под конкретного актёра театра, то тщательно репетировал с труппой, донося до неё авторскую мысль. Неудивительно, что и сегодня, спустя почти два столетия, желая увидеть образцовую постановку пьесы А.Н. Островского, зритель придёт в Малый театр. Театр, который сумел стать современным, но и остаться традиционным.
«Наш театр репертуарный, и в нём есть пьесы Островского, которые идут 30 лет, и всегда полный зал, — сказал нам заместитель худрука Малого театра Алексей Дубровский. — Актёры переживают, если у них нет ролей в пьесах великого драматурга. Островский на то и Островский, что идёт сквозь века и столетия. Вопрос современности — важный вопрос, но он стоит прежде всего в плоскости смысла, содержания. Малый театр идёт этим путём и ищет современности через созвучие сегодняшнему дню.
Созвучие мысли — самая главная составляющая современного спектакля. Необязательно при этом на сцене все должны быть в современной одежде или на современной машине, — более того, я не уверен, что в этом случае пьеса становится современной».
Как художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин, так и Алексей Дубровский подчёркивают, что за десятилетия в восприятии А.Н. Островского произошли серьёзные изменения — меняется реакция зрителя на постановки. «Если в конце 1990х бурная реакция была в одном месте, в 2000х уже в другом, а сейчас — в третьем. Это говорит об актуальности Александра Николаевича», — уверен В. Дубровский.
Нас не удивляет, что XIII Международный театральный фестиваль «Островский в Доме Островского» к 200-летию драматурга откроется в Малом театре 11 апреля 2023 года. В Москве будет представлено 14 пьес, поставленных театрами из России и Беларуси, в том числе «Женитьбу Бальзаминова» в постановке Алексея Дубровского покажет Малый театр.
Московские театралы и, конечно, театральные критики не пропустят юбилейное событие, хотя позиция Малого театра в отношении литературной составляющей не менее требовательна, чем к постановкам.
«Было огромное количество прекрасных театроведов и критиков, — говорит Дубровский, — Хочется вспомнить не так давно ушедшую от нас Веру Анатольевну Максимову, например. Что уж говорить про Виссариона Белинского… Печально, когда критика нисходит на уровень пересказа спектакля. Всё-таки эталон критики — это анализ, аналитическое восприятие спектакля. И, что главное, настоящий критик приходит в театр с любовью, а не с желанием найти плохое.
Наоборот, мне кажется, что настоящий критик приходит в театр найти в нём хорошее. Ведь он создаёт свои произведения на основе творчества других людей».
Афиша фестиваля Островского в Малом театре — плод сурового отбора. Из 78 поданных заявок в программу вошло только 19 работ, которые ожидают своего вдумчивого зрителя и благосклонного критика.