20 ноября 2018 года в Москве состоялся Форум «Smart City 2018: цифровая трансформация», где представители власти и бизнеса обсудили перспективы и первые результаты внедрения «умных» (цифровых) технологий в городскую среду. В центре внимания был простой, на первый взгляд, вопрос: что такое умный город, и какие вызовы ставит перед градостроителями пресловутая «цифровизация».
Главная цель в градостроительной области, по словам заместителя Министра Строительства и ЖКХ Андрея Владимировича Чибиса — сделать города конкурентоспособными. Для этого требуется, во-первых, сделать город технологичным с точки зрения удобства для всех категорий жителей и, во-вторых, решить проблему перегруженности инфраструктуры. Если раньше лидерами в этой области были Европа и США, то сейчас, сделав качественный скачок, во главе рейтинга встали Китай и его мегаполисы.
Первые шаги в области оказания электронных услуг для граждан и для бизнеса, по мнению чиновников, уже доказали свою эффективность, включая сокращение лишнего штата чиновников. Но есть над чем еще поработать… Внедрение технологий «умного города» (smart city) идёт сразу в нескольких областях.
Во-первых, в безопасности — мониторинг экологической ситуации, оперативное реагирование и оповещения. Оборудование «умной безопасности» — это камеры, которые установлены во многих местах; сейчас, правда, они лишь фиксируют события, а вскоре им дадут возможность не только видеть, но и анализировать. Такие российские ноу-хау уже работают в Китае (но не у нас!).
Внедрение цифровых технологий в управлении коммунальными ресурсами позволит ведомству получить достоверные данные о возможностях уже существующей инфраструктуры. Это, как верят чиновники, обещает дать огромный рост эффективности (минимум 40%, по оценке Минстроя). Большой выигрыш, как показывает ялтинский кейс, обещает оцифровка недвижимости и территорий. Перевод кадастра города Ялты в «цифру» потребовал затрат в 40 млн. рублей, а вернул только в дополнительных сборах налога на недвижимость 400 млн. рублей. Есть смысл этим заниматься? Думаем, да.
В транспорте городские власти пробуют выстраивать «умную» логистику управления дорожным движением, пешеходным движением, парковками. В Воронеже (пока только в одном городе), например, успешно внедрена сеть умных светофоров, которая сама управляет движением без человеческого участия.
Но главное — это философия — то, что Россия через «умные города» пытается победить в борьбе за людей социально-активных, за таланты, которые способны менять наш мир. Если они покинут город (согласно философии сторонников «умных решений»), то мы лишимся важного ресурса развития. Как говорит Андрей Чибис, обсуждение «умных» городов ведется уже около 10 лет, но только сейчас технологии, которые делают жизнь лучше, стали отработанными, адекватными по цене, и многие команды научились их внедрять: деньги у крупных городов есть, законодательная база готова. И наконец-то есть возможность сделать наши города в борьбе за человеческий капитал конкурентоспособными.