Аньес Летестю: мы должны сохранить классический танец

Аньес Летестю: мы должны сохранить классический танец

«Э-Вести» посчастливилось побеседовать с Аньес Летестю – легендарной звездой Парижской Оперы. Некогда лучшая из балерин, после завершения танцевальной карьеры она продолжила свой путь в театре уже в новом качестве — как педагог Парижской и Римской Опер, Национального балета Китая и Испании и авторитетный балетный художник по костюмам со множеством международных призов за свои удивительные по красоте работы.

Впрочем, признание величайшего мастерства её танца всегда было стремительным и однозначным. Аньес поступила в балетную школу Парижской оперы в 13 лет, а в 16 – она уже танцует в труппе Оперы под руководством Рудольфа Нуреева, где через два года выдвинулась в солистки.

В 1997 она удостоилась высшего балетного звания – Этуаль (звезда). Конечно, это не единственная награда Аньес, среди её наград есть и Орден Почетного Легиона, и Орден Искусств и литературы Франции, но Этуаль — это самая важная награда во французском балете.

Наши вопросы к Аньес Летестю были, конечно, о балете. Мы уверены, что нашим читателям будет интересно знать о том, каковы тенденции мирового балета глазами опытной балерины и великого педагога.

Аньес Летестю (Agnes Letestu)
Аньес Летестю (Agnes Letestu)

ЭВ: Аньес, Вы, как представитель французского балетного мира, расскажите, пожалуйста, что сейчас происходит во французском балете?

Аньес Летестю: Во французском балете сейчас очень много постановок современного танца, очень большой прогресс в хореографии. Например, звучат такие имена, как Кристал Пайт, Джон Ноймайер, Уэйн МакГрегор, Уильям Форсайт. Мы стали хороши именно в современных постановках. Но, я думаю, что мы должны быть очень осторожны и требуется сохранить классический танец, потому что его легко потерять, если им не заниматься.

Классический репертуар очень быстро может исчезнуть, если его не ставить. В то же время это требует много энергии, и трудно с одинаковым пылом заниматься сразу обоими направлениями. Поэтому нужно быть очень бережными.

ЭВ: Каково сейчас соотношение между классическими и современными постановками во Франции?

Аньес Летестю: Я бы сказала, 70% постановок – современная хореография и 30% — классическая. Это хорошо, потому что нам нужно время, чтобы работать и становиться лучше в новом для нас направлении.

ЭВ: Очень неожиданно.  А как обстоят дела с французской балетной школой?

Аньес Летестю: Хорошие студенты, но их становится меньше.

ЭВ: Расскажите, пожалуйста, о новых именах в балетной хореографии, сценографии, режиссуре.

Аньес Летестю: Сценография…нет французских имен. Последний хороший сценограф, которого я видела – это Алексей Ратманский. Еще хороша сценография Кристал Пайт. Но новых Имён пока нет.

ЭВ: Участвуя в международных балетных конкурсах можно увидеть, что происходит в балетном мире. Какие тенденции Вы могли бы выделить? Бум упомянутого современного направления?

Аньес Летестю: Развиваются оба направления: и классическое, и современное. Надо упомянуть и стрит-данс, который являет собой особый вид танца. Он более простой, более веселый. Но Вы правы про конкурсы — действительно очень интересно видеть, что происходит в мире, если все сконцентрировано на одной сцене.

ЭВ: Полностью с вами согласен, я уже видел на одной сцене классический танец в исполнении русских танцоров и здесь же выступали французы. Мне, непрофессионалу, была очевидна существенная разница в исполнении. Это не значит, что кто-то танцевал лучше или хуже, но выступление на одной сцене дало возможность именно почувствовать разницу в школах и стилях исполнения.

Аньес Летестю: Да, разница есть. Особенно это заметно, если смотреть на студентов. Например, в русской сначала большое внимание уделяют физической форме, а уже затем затем – художественной составляющей. У французов все наоборот. В студенческих группах эта разница особенно сильна, позже она сглаживается.

Есть и «смешанный» подход: вы берете уроки у учителей разных балетных школ и ваше мастерство заметно вырастает. Ведь у национальной балетной школы есть и слабость – танцоры привыкают к одной школе, и им трудно потом адаптироваться к другим направлениям и традициям.

Фото в начале: Alice Pennefather

Поделиться с друзьями
Subscription