Музыкально-поэтический проект в театре «Модерн», на первый взгляд выглядит примиренчески. Вслед за Корнеем Чуковским, пытавшимся поставить рядом две крупные поэтические фигуры, спектакль «Ахматова и Маяковский. Встреча, которой не было» настаивает на необходимости принять два мира, которые друг без друга не могут существовать.
Однако участие в проекте оркестра «Виртуозы Москвы» по-иному ставит вопрос: а такие ли антагонисты Анна Ахматова и Владимир Маяковский? Русская музыка объединяет их творчество, и лучше любых слов показывает, насколько близка между собой музыка их стиха.
Оба — она, поэзия которой родилась в дворянской усадьбе, и он, ворвавшийся в мир поэзии на казачьем скаку, были естественным продолжением традиций русской литературы и шире — русской культуры. Той самой культуры, которая уходила в прошлое на их глазах.
В 1912 году молодому поэту-футуристу 19 лет, он только начинал свой путь к поэтическим вершинам. Анна Ахматова, которая чуть старше него, уже приобрела широкую известность. После выхода в свет её сборника стихотворений «Вечер» «муза плача» она — признанный поэт. Но в 1913 году очки сравняются — Маяковский опубликует громогласный сборник «Я».
Когда в 1921 году появляется статья Корнея Чуковского «Две России: Ахматова и Маяковский», перед нами две крупные литературные величины. Но у поэтов разные политические судьбы.
1 сентября она узнала о расстреле главного человека её жизни — Николая Гумилева, 20 сентября Чуковский читал примиренческий текст, как будто хотел вписать поэтессу в действительность, уберечь её от нависших туч. Через три года судьба Ахматовой будет определена: не расстреливать, но и не печатать.
Владимир Маяковский, которого любил Сталин, казался фаворитом молодой пролетарской страны. Но в 1930 году он сгинул при странных обстоятельствах, а его поэзия стала даваться избирательно.
«Встреча, которой не было» — это скорее метафора, чем исторический факт. Поэты неоднократно встречались на поэтических мероприятиях. В дружбу это общение не переросло, что не мешало Ахматовой следить за творчеством Маяковского, а ему интересоваться ей и постоянно читать её стихи. Может быть, из-за этого так прекрасна любовная лирика бунтарского поэта? Он так же жил любовью, как и она.
В роли Анны Ахматовой — Юлия Авшарова, которая внешне напоминает поэтессу. Она показывает нам отчужденность своей героини от её визави, но эта отчужденность скорее напоминает усталость от совместной жизни многолетней семейной пары.
Владимир Маяковский (Юрий Анпилогов) стремится к Анне Ахматовой всем своим существом. Актёр не только блистательно декламирует стихи Маяковского, но и показывает его сложный, надломненный и чувствительный внутренний мир, которому так недоставало неженской твёрдости Ахматовой в любви и верности.
Так были ли антагонистами два знаковых поэта, которые шли рука об руку почти два десятка лет, сохраняя и продолжая традиции русской культуры? Нет, и тому подтверждение — гармоничное сценическое пространство, на котором они появились вместе сто лет спустя. Достаточно было услышать мировоззренческие произведения поэтов, чтобы понять, как страстно Маяковский стремился обрести Бога, которого непрерывно воспевала Ахматова.