Объем продаж в рамках программа государственного стимулирования в период с 1 января по 1 ноября 2015 года составил 453’573 автомобиля. Только с 26 октября по 1 ноября было реализовано 15’593 машины. Наибольшее количество – 280’000 автомобилей – было в 2015 голу в рамках программы обновления автопарка. Лидеров в данном случае остается АвтоВАЗ, объемы реализации которого составили 95’000 машин, 42% продажи из них приходятся на автомобили марки Lada.
В 2015 году правительство России по просьбе Министерства промышленности и торговли РФ проводило 3 программы стимулирования спроса на автомобили: программа обновления парка, льготное автокредитование, льготный лизинг.
Так, с мая 2015 года 28’000 автомобилей были проданы в рамках программы льготного лизинга. 1300 человек воспользовались таким новым для российского авторынка продуктом, как покупка автомобилей в лизинг для физических лиц. По мнению экспертов, данный инструмент стимулирования спроса на российском авторынке является перспективным.
Российская автолизинговая компания Carcade фиксирует значительное увеличение сделок финансовой аренды автомобилей отечественных марок в период реализации государственной программы льготного лизинга транспорта. В портфеле сделок Carcade, заключенных с клиентами на условиях госпрограммы (с предоставлением 10% скидки), доля договоров по передаче в лизинг автомобилей марок ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, КАМАЗ, ПАЗ, ВИС, НЕФАЗ суммарно составляет 33%. В 2014 году и начале 2015 года (до запуска программы) доля сделок лизинга автомобилей различных классов российских брендов в портфеле автолизинговой компании не превышали 20%.
При этом содержание программы обновления автопарка остается предметом обсуждения среди игроков рынка. Автоконцерны обсудили с Минпромторгом предложение по коррекции системы выплат компенсаций по госпрограмме обновления парка, чтобы с 2016 года квоты выдавались автоконцернам пропорционально уровню локализации их производства. Ранее квоты распределялись в зависимости от объемов выпуска машин. При внедрении новой системы в выигрыше окажутся следующие производители: альянс АвтоВАЗ-Renault-Nissan (уровень локализации 68%), Volkswagen Group и Ford (по 45%), Hyundai, производящий на петербургском заводе также марку Kia (46%), Nissan (39%).
Более того, Минпромторг предложил с января 2016 года проиндексировать утилизационный сбор на 65%. В данный момент базовая ставка для легковых автомобилей составляет 20 000 руб., для грузовиков и автобусов – 150 000 руб. Несмотря на то, что данный сбор платят, как импортеры, так и отечественные производители, локальные игроки рынка получают субсидии, размер которых часто сопоставим с затрачиваемыми суммами. Автоконцерны просят правительство отказаться от утилизационного сбора. Индексация еще не утверждена правительством, но данное решение уже принято.
Проведенный в октябре-ноябре 2015 агентством «Автостат» опрос автовладельцев показал, что 62% респондентов при покупке нового автомобиля рассматривают для себя возможность приобретения его за наличные, 49% — не исключают возможность приобретения в кредит, 21,2% — рассматривают лизинг для физических лиц, 13,9% — готовы воспользоваться автокредитом с остаточным платежом и 1% — планируют взять потребительский кредит.
По анализу специалистов, число выдаваемых автокредитов вырастет в 2016 году на 19,9%. При этом, на данный момент рынок автокредитования снизился ввиду падения спроса на новые автомобили в связи с кризисом. Рынок автокредитования находится в кризисе в связи с падением объемов продаж автомобилей. В январе–сентябре 2015 года в России было продано в кредит 35–40% всех автомобилей по сравнению с 45% за аналогичный период 2014 года.
На данный момент основным трендом для повышения спроса на автокредиты является снижение банками ставок. Так, Связь-Банк снизил ставки по программам приобретения новых автомобилей и выделил отдельно программу покупки подержанных иномарок. Теперь ставка по программе «Свой автомобиль», в рамках которой клиенты могут получить заем на покупку нового легкового или коммерческого транспорта 17%-20% годовых, а по предложению «Свой автомобиль с пробегом» — 20—23% в год. Минимальный размер первоначального взноса равен 20% от стоимости машины, сумма займа может достигать 5 млн рублей. Газпромбанк также снизил ставку по стандартной программе автокредитования. Теперь заемщики могут оформить кредит на покупку нового автомобиля иностранного или отечественного производства под 15,5—19,5% годовых (ранее — под 17,5—20,5%) в зависимости от срока займа, типа машины и автосалона. Минимальный первоначальный взнос составляет 20% собственных средств клиента от стоимости автомобиля.
В качестве примера успешности стимулирования спроса посредством автокредитования можно привести компанию Rolf, которая реализует порядка 40% новых автомобилей по программам автокредитов. Программа льготного автокредитования распространяется на легковые и легкие коммерческие автомобили 2015 года выпуска. Стоимость приобретаемого автомобиля не может превышать 1 млн рублей, а его полная масса – 3,5 тонны. При внесении предоплаты в размере не менее 20% от стоимости машины ставка по кредиту будет снижена на субсидируемую государством сумму в размере 2/3 ключевой ставки Банка России, действующей на дату заключения кредитного договора (на сегодняшний день – 11% годовых). Кредиты будут выдаваться до конца 2015 года сроком до 36 месяцев.