Банки — духовная, а не экономическая сила общества

Банки

Вчера, в день моего 65-летия, банки преподнесли мне поистине драгоценный подарок: я присутствовал на Съезде АРБ, где прослушал его центральный доклад — выступление главы Ассоциации Российских Банков (АРБ) Гарегина Ашотовича Тосуняна. У меня нет возможности в рамках маленького эссе изложить все подробности этого поистине исторического документа. Суть его сводилась к тому, что банковская система — это система капиллярных сосудов любой экономики, через которые живительные соки достигают самых последних отдалённых уголков организма — огромной российской экономики.

Что поражает в этом докладе? Его пафос. Банковская система — это значимый экономический ресурс, который может сделать экономику как процветающей, так и загнивающей. С предельной ясностью и объективностью изложена сложная и противоречивая ситуация в банковском секторе России. Суть ясна: государство помогает богатым и сверхбогатым банкам, свысока и через губу разговаривая с мелкими и средними. Ничего нового.

Так же государство поступает и со всеми остальными: и с производством, и с населением тоже. Вопрос в том, как сделать так, чтобы банковская система развернулась лицом к производству, к производителю и, в конечном счёте, и к населению также?

Не стоит ли подумать самой банковской системе (раз уж до этого у государства не доходят руки), как сделать так, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, а не разражаться «плачем Ярославны» по поводу того, что какими бы ни были усилия, результат всё одинаково грустный? Караван идёт, а собака лает.

Банковская система — мощная сила, непреодолимый по своему значению потенциал экономики. Да, конечно, он самодостаточен, но он не может быть капсулирован. Банковская система — это влиятельная экономическая торпеда, которая, врезаясь в несокрушимую броню государственной машины, превращает её в бессильную тряпицу, по сути дела, обременительную для общества.

Напомню, что в феврале 1916 года союз банкиров России «приговорил» государство к его заключительному «исходу»: последние аккорды прозвучали в феврале 1917 года с известным концом. Банки могут как развернуть государственную машину вспять, так и направить экономику в русло поступательного развития и успеха.

Чего не хватает, на наш взгляд, в идеологии экономического курса в целом, и в настоящее время, в частности, в воспламенении духа подъёма и оптимизма для банковского сообщества, для торжества его идей?

Мне представляется, что не донца продуман и доработан один-единственный, на первый взгляд, элемент в стратегии банковского курса: осмысление проблем социальной справедливости. Банки — это учреждения, призванные получать прибыль и сверхприбыли. Но этого можно достичь лишь только в одном случае: если соблюден баланс интересов в экономических отношениях. Для того чтобы наступила эра благоденствия для банков, нужно создать систему непрекращающегося бурного потребления в экономике.

Главная проблема для банков — отсутствие должного уровня потребления в экономике. Разрешить проблему отсутствия потребления можно, как ни странно, не экономическим способом, а духовно-нравственным.

Получается интересная картина: нет сегодня в России другой силы, как это ни парадоксально звучит, кроме банковской системы с её монолитностью, единством и стремлением к победе, чтобы решить главную задачу: инвестировать в потребление. Только банковской системе по плечу эта сверхзадача. Ну, не может государство сегодня по тем или иным причинам решить задачу повышения роста потребления населения, никак у него не получается! Как в той басне Крылова: «Как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь». А у банковской системы получится!

Она может набраться смелости и сформулировать программу социальных реперных точек для инвестирования в потребление. А государству не удастся избежать принятия программы банков, потому что если уж банки предлагают повышать потребление, то тут уж государству некуда будет деваться и сказать ему будет нечего.

Поделиться с друзьями
Subscription