Сложная метафизика произведения Андрея Белого «Петербург», казалось бы, не подлежит постановке на сцене. Но созданный Геннадием Тростянецким в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии спектакль не только обрёл сценическую жизнь, но стал старожилом.
Почему он удерживает внимание зрителей, теперь поняли и в Москве. Питерцы привезли нам феерическое музыкальное действо «Белый.Петербург», где раскрывается душа имперского города, его культурный код.
Наверное, этот спектакль мог родиться только в северной столице, в головах у тех, кто знает и любит великую русскую культуру и город, неразрывно связанный с ней.
Насыщенное смыслами и цитатами произведение Андрея Белого было переработно и продлено до наших дней драматургом Константином Рубинским. Трёхчасовой спектакль показывает сущность происходивших в России за полтора столетия событий, которые готовились и созревали в Петербурге. Город ими дышал, страдал, и выживал, несмотря на грустное пророчество автора произведения.
В гениальном исполнении Виктора Кривоноса, воплотившего старика Аблеухова, перед нами раскрывается дореволюционная, старорежимная власть. Проникнутая любовью к России, чопорная и консервативная до мозга и костей, она уступает натиску новой силы.
Перед нами — любящий муж и отец, страдалец, патриот, сумевший с невероятным обаянием показать обреченность прежнего строя, павшего под натиском тех, кто ни перед чем не останавливается. Нет, этот сенатор не ровня цинику Липпанченко, и мы всецело сочувствуем ему.
«Есть хоть что-то, что вы переступить не можете?…», — спрашивает его сын. Николенька (Владимир Садков), который унаследовал отцовскую скрытую душевность. Дуэт выдающихся актёров — это особое наслаждение в спектакле, где вся драматическая игра выше любых похвал.
Красочное и эмоциональное решение массовых сцен не могут не заслужить высочайшей оценки зрителей. Тонкий юмор о неизбывных особенностях нашей страны вызывает улыбку у каждого из нас. Невероятное музыкальное панно, сотканное из разных по настроению исторических эпизодов, характеров и сцен превращается в единый манифест ради добра, мира и любви. И, конечно, в песню во славу России и Петербурга.
Перед нами не только Россия Андрея Белого, но и страна Достоевского, Гоголя, Пушкина — всех, кто творил душу нашей страны. Дело не в том, что они были упомянуты в литературном источнике спектакля, а в том, как ценности нашей великой культуры были преподнесены Музкомедией.