Беспроцентная рассрочка платежа становится одним из драйверов рынка микрокредитования и розничных продаж. Это красиво звучит для клиентов – они скорее зайдут в магазин, где есть беспроцентный кредит, чем купят за наличные новый айфон или туфли. Однако сладкое предложение не стоит торопиться принимать – за беспроцентной рассрочкой платежа часто скрывается выгодный не столько для потребителя, сколько для банка формат кредитования.
За первую половину 2025 года BNPL-сервисы привлекли столько же денег, сколько собирается государством от налога на сверхприбыль компаний – 300 миллиардов рублей. Важнейшей составляющей этих сервисов является покупка товара в беспроцентную рассрочку. Продажи делают товарные позиции, которые покупателю трудно купить, и он отказался бы от покупки, если бы ему не пообещали возможность погашения суммы за несколько месяцев.
Только один из трёх потребителей никогда не пользовался сервисом рассрочки. Каждый третий пользуется им 1-2 раза в год, и покупает в три раза больше, чем мог бы себе позволить оплатить по карте.
Помним, как сама идея началась с продаж автомобилей, где высокий чек и серьёзная маржа, сегодня на них приходится 12% всех рассрочек, по данным «Выбери.ру». 41% таких покупок приходится на товары типа смартфонов, холодильников, утюгов и компьютеров – бытовую технику. 27% – различный ширпотреб, типа одежды и парфюмерии. Лишь 9% платят в рассрочку за медицинские услуги, а 6% отдыхают, а затем платят за турпутевку по частям.
Не думайте, что это делают только бедные россияне – разделить платежи по частям стараются и обеспеченные россияне. При этом они не брезгуют разбить на части и сумму в 1000 рублей.
По данным «Т-Банка», 15% оборота ритейлеров делается с помощью POS-кредитования и, в частности, рассрочки. При этом средний чек бизнеса после предоставления беспроцентных кредитных продуктов вырастает до 40%. Это открывает продавцу возможность произвести коррекцию цен. Нередко именно повышение цен на кредитуемые товары даёт маржу банкам и ритейлерам. Клиент может и не заметить реальную сумму переплат – главное, что ему сделано доступное предложение.
Человек встаёт перед выбором: сразу заполучить желанную вещь и потом за несколько зарплат погасить сумму. Соблазн слишком велик – и он выбирает оформить рассрочку, которую ему обещают оформить без процентов.
По сравнению с 2023 годом, в 2024 году рынок рассрочек вырос в 1.6 раз. Причём инициативу у банков и розничных сетей перехватили крупнейшие маркетплейсы, которым, однако, с 1 июля 2026 года придётся соблюдать ограничения – рассрочку на товар дороже 50 тысяч рублей потребуется проводить через бюро кредитных историй.
Государство с опаской относится к росту этого вида оплаты за товар, потому что рассрочка – очередной кредит, при котором не анализируется кредитная история и растёт закредитованность заёмщиков. Отсюда стремление к ограничению размера платежа и призыв к осмотрительности.
Особые опасения у регуляторов вызывает применение механизма рассрочки для покупки жилья. Его доля по ряду проектов может достигать 60% от продаж. При этом покупатели надеются через несколько лет воспользоваться улучшившимся предложением по ипотеке и перейти на неё для погашения платежа – но Центробанк предостерегает, что в кредите на оплату жилья могут отказать и никто не может гарантировать низкий процент за пользование деньгами.
Половина беспроцентных рассрочек в недвижимости оформляется платежеспособными клиентами, которые хранят деньги на депозитах и получают дополнительные финансовые выгоды от программ продавцов. Другая половина клиентов – те, кто рискует бесконтрольным накоплением кредитов. Рассрочку необходимо погашать, и за несвоевременный транш выплачивается штраф, который может составить немалую сумму.
На данный момент совокупность товаров, приобретенных в рассрочку, не ухудшает кредитную историю. В результате для банков повышается риск выдать непосильный кредит должникам, что также является поводом для опасений.