В Театре им. Вахтангова представили спектакль «Нахлебник» по пьесе Ивана Сергеевича Тургенева, которую Николай Васильевич Гоголь назвал «безнравственною».
Произведение будущего русского классика, написанное специально для актерского бенефиса Михаила Щепкина, оказалось скандальным не только с точки зрения Гоголя, который на тот момент кардинально пересмотрел жизненные ценности и все свои устремления обратил к Богу, но и с точки зрения цензуры, которая запретила его как «равно оскорбляющее и нравственность, и дворянское сословие».
Предположительно именно об этой пьесе в своей записной книжке тех лет Гоголь писал:
«Искусство упало. Высокие доблести, величие духа, всё, что способно поднять, возвысить человека, являются редко. Всё или карикатура, придумываемая, чтобы быть смешной, или выдуманная чудовищная страсть, близкая к опьянению, которой автор старается из всех сил дать право гражданства, составляют содержание нынешних пьес».
Приятель Тургенева В.П. Боткин в своём письме к П.В. Анненкову замечает: «’Нахлебник’ Тургенева очень хорош, хотя основной мотив и не совсем идет к русской жизни», вероятно, усматривая в сюжете нетипичность и искусственность ситуации для нашего общества того времени.
Речь в пьесе идет о супружеской измене покойной матери главной героини с приживалом Василием Семёновичем Кузовкиным, тайна о которой выплывает наружу, ставя дочь перед непростым выбором – признать в жалком нахлебнике отца или отправить его на выселки. Ольга Петровна, как могла, позаботилась о старике – нашла ему доходное место, но признать его не решилась.
Сейчас в «конфликте» Гоголя и Тургенева мы больше усматриваем разное понимание целей литературы. Один настаивает на дидактике, а второй уходит от оценок, предлагая предмет для обсуждений. К тому же многие тогда скандальные вещи сегодня смотрятся обыденно, и на первый план выходят совсем другие темы.
«В современном мире общественное мнение и статус человека становятся важнее чем чувства, родственные связи. Ради статуса – можно предать даже близкого, родного человека. В «Нахлебнике» есть эта тема, и она для меня очень важна», – говорит режиссёр спектакля Анна Горушкина.
Такие пуристы, как я, заметят, что пьеса Тургенева очень созвучна современному западному кинематографу, где нет хороших персонажей. Кто здесь положительный герой? Кузовкин?! Почему же тогда, раскаявшись в своем проступке, он не покинул семью, которую так вероломно обидел?
Анна Горушкина, в отличие от меня, не так категорична. Она верит в искренность раскаяния Василия Семёновича и принимает случившиеся как данность, исследуя феномен чудаков – «тех, кто сохранил в себе душу, достоинство (…), [кто] способен принимать людей такими, какие они есть, способен жертвовать (…), [кто] прожил жизнь любя, а значит прожил её не зря».
Главного героя – нахлебника – в спектакле играет превосходный актер Андрей Ильин, который мастерски плетёт сложный образ инфантильного человека с добрым сердцем.
Его игра здесь безусловно главное блюдо для театрального гурмана, но не менее увлекательно следить за его яркими молодыми коллегами – Василием Цыганцовым, который играет дворецкого Трембинского, Александром Галочкиным (сосед Тропачёв).
Отдельное удовольствие было наблюдать, как меняется тональность постановки в исполнении разных составов. Особенно это касается главной героини, которую играют Елизавета Палкина и Полина Рафеева. Мне даже трудно сказать, кто мне больше понравился, обе очень хороши.
Сочинение Тургенева на самом деле замечательное, с прекрасно выписанными персонажами, чей характер по ходу действия даёт новые и новые краски, с сюжетом лихого детективного романа. Поэтому не удивительно, что Щепкин, читая пьесу, предвкушал, как хороша она будет на сцене. Поэтому понятно, какое удовольствие доставляет актерам играть в ней, а зрителям погрузиться в её волшебный мир.
Ценна эта постановка и тем, что поднимает тему нахлебничества в сегодняшней жизни. Явление стародавнее, но современное…