«Сны моего отца 2.0» в Театре Маяковского — это совершенно новые сновидения, с новой функциональностью, которую молодёжь 1990х противопоставила реальности. В эпоху, когда отцы брали на себя социальные роли, подчас забывая о благополучии чада, оно искало альтернативные пути и выживало под влиянием других доступных ориентиров. Безотцовщина — это когда отец погружается в кошмары других людей, а сын видит сны без участия родителя, что не исключает семейной любви.
Пьеса Романа Михайлова — размышление о поколении 1990х, переложенное на язык их детей. Это попытка объяснить новому поколению абсурдный мир, в котором жили их отцы и деды, раскрыть философию разобщённости и стремления обрести себя и одновременно быть понятым другими.
При этом мы все вышли из СССР, который формирует нашу картину мира. И дети от этого наследия не отвертятся.
Путь взросления и социальной адаптации Володи (Сергей Беляев) вдохновлён желанием заработать и помочь отцу, который живет (выживает) снами. Сына в реальную жизнь погружают друзья Урод (Денис Шведов) и Диджей (Иван Выборнов) и помощники-военные Ефрейтор (Вячеслав Ковалев) и Человек войны (Сергей Удовик). Но реальная ли это жизнь, или это кошмар непрекращающихся боевых действий?
Единственный человек, пока не живущий идеями — это Володя. Он ещё хочет найти заработок и обрести любовь. Но постепенно идеи сжимают его в жестокие объятия — куда не обратишь взор, всюду они. Не может русский человек без идей, ведь только погруженность в сны позволяет выживать в нашей реальности.
Егор Перегудов рассказывает историю поколения с его терзаниями и противоречиями, на грани безумия, на стыке сновидений и реальности методами сюрреализма. Где в нашей жизни мир, а где война?
Режиссер стирает грань между зрительным залом и действием, размывает реальность, материализует детские воспоминания и сны, убирает характерность персонажей. Ощутимо лишь разделение героев на два поколения — старшее, целостное, и молодое, ищущее, которое неминуемо возвратится в те же сны.
В спектакле обращают на себя внимание актёры старшего поколения, отец (Сергей Рубеко), Ефрейтор и Человек войны. Несмотря на все свои идеи фикс и странности, именно они создают фундамент пьесе и основу той жизни, которой ещё ужасаются их дети.
И невольно задумываешься — а так ли оторваны от действительности отцы, так ли они отдалены от детей, если они сумели выжить в этом абсурдном мире? Безотцовщина оказывается такой же мнимой, как юношеские мечты.